инструкция по сопровождению инвалидов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 29
"Звездочка" города Калуги
(МБДОУ № 29 г. Калуги)

«УТВЕРЖДАЮ»:
Заведующий
МБДОУ № 29 г. Калуги
___________ Т.А. Пафнучева
Приказ № 23-ОД
от «06» апреля 2021 г.

ИНСТРУКЦИЯ
по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
(по территории и зданию) в МБДОУ № 29 г. Калуги

г. Калуга, 2021 г.

1.
Общие положения.
1.1.
Настоящая инструкция по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья в ДОУ (далее - Инструкция) определяет правила поведения
сотрудников при обслуживании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
в ДОУ.
1.2.
Инструкция разработана в соответствии:
с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при
этом необходимой помощи» (с изменениями и дополнениями);
с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
02.12.2015 № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий «дорожной карты» Министерства
образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей
доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»;
с Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса
для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных
организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса,
утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
08.04.2014 № АК-44/05вн.;
с Уставом ДОУ;
с другими локальными нормативными актами.
1.3.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты.
1.4.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья (далее - лицо с ОВЗ) - это лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, значительные отклонения
от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными
или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающееся в специальных условиях
обучения и воспитания.
1.5. Настоящая Инструкция обязательна для исполнения всеми сотрудниками ДОУ.
1.6. В соответствии с настоящей Инструкцией сотрудники ДОУ проходят инструктаж по
вопросам, связанным с сопровождением инвалидов и лиц с ОВЗ в ДОУ.
1.7. Инструктаж проводится руководителем (старшим воспитателем, завхозом) ДОУ
прошедшим обучение по программе «Обеспечение условий доступности для инвалидов
объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом
необходимой помощи».
1.8. Для учета работы ведется журнал инструктажа ДОУ (Приложение), который
заполняет сотрудник (делопроизводитель) ДОУ. Журнал регистрации инструктажей должен
быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Журнал хранится у ответственного
лица в ДОУ.
1.9.
Первичный инструктаж вновь принятых работников ДОУ по обслуживанию
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляет отдел охраны
труда, пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций ДОУ.
2.
Сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в ДОУ.
2.1.
Сопровождение инвалидов / лиц с ОВЗ начинается с момента их прибытия на
территорию ДОУ. Инвалиды и лица с ОВЗ прибывают в ДОУ различными способами, в
большинстве случаев на транспорте. Однако следует подготовиться к приему и таких
посетителей, которые прибудут в кресле-коляске, на велосипеде или пешком, а также по
возможности, к приему тех, кто прибудет на общественном транспорте.

2.2. Вход / въезд с проезжей части на территорию ДОУ должен быть четко обозначен, хорошо
освещен и имел указатели направления движения до:
- парковки, в особенности специальных парковочных мест;
- места высадки;
- главного входа в здание ДОУ.
2.3.Все маршруты должны быть обозначены информационными указателями, том числе
звуковыми и тактильными, для того, чтобы помочь сориентироваться слепым и
слабовидящим людям.
2.4. При планировании и организации пешеходных путей движения особо рекомендуется
обращать внимание на следующие моменты:
- вдоль пути следования необходимо обеспечить ориентиры, помогающие найти
дорогу;
- пути следования для транспорта должны четко отличаться от пешеходных
дорожек (достигается путем использования материалов различной фактуры и окраски).
2.5. Сотрудники охраны (ЧОП) оказывают услуги по сопровождению инвалидов / лиц с
ОВЗ на территории, прилегающей к зданию ДОУ, содействию им при входе в здание и выходе
из него, информированию их о доступных маршрутах общественного транспорта, услуги
посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в здание, в том числе с
использованием сменного кресла-коляски.
2.6.
Услышав звонок вызова, сотрудник охраны должен:
- встретить инвалида / лицо с ОВЗ перед входом в здание и оказать ему по­ мощь
при входе;
- в случае наличия у инвалида по зрению собаки-поводыря (при наличии
документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке,
утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22 июня 2015 г. N 386н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
21 июля 2015 г., регистрационный N38115)), обеспечить ее допуск в здание;
- в первоочередном порядке уточнить, в какой помощи нуждается инвалид / лицо
с ОВЗ, цель посещения ДОУ необходимость сопровождения, вызвать специалиста ДОУ
(заведующего, старшего воспитателя, завхоза), услуги которого необходимы инвалиду / лицу
с ОВЗ, познакомить инвалида со специалистом, задействованным в работе с ним, лично,
представив по фамилии, имени и отчеству специалиста и инвалида друг другу;
2.7. Специалист ДОУ (заведующий, старший воспитатель, завхоз), услуги которого
необходимы инвалиду / лицу с ОВЗ, должен:
- рассказать инвалиду / лицу с ОВЗ об особенностях здания ДОУ: количестве
этажей; поручней, других приспособлений и устройств для инвалидов / лиц с ОВЗ
применительно к его функциональным ограничениям; расположении санитарных комнат,
возможных препятствиях на пути и т.д.;
- сопроводить инвалида / лицо с ОВЗ до места оказания услуги, оказать помощь в
её получении, проводить инвалида / лицо с ОВЗ обратно.
3.
Общие правила этикета при обслуживании инвалидов и лиц с ОВЗ.
3.1.
При обслуживании инвалидов и лиц с ОВЗ в ДОУ сотрудникам необходимо
соблюдать правила этикета при общении с указанными категориями лиц в зависимости от
конкретной ситуации.
3.2.
При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует непосредственно
к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре. При знакомстве с
инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать ему руку.
3.3.
При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать себя и
других присутствующих людей. При проведении общей беседы следует пояснять к кому в
данный момент обращен разговор и называть себя.

3.4.
Если инвалиду / лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется подождать пока
указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в случае положительного ответа
спросить, что и как делать для оказания помощи.
3.5.
Обращаться к инвалиду / лицу с ОВЗ рекомендуется как к взрослому человеку: по
имени-отчеству и на «Вы».
3.6.
При разговоре с инвалидом / лицом с ОВЗ, испытывающим трудности в общении,
необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и ждать, когда указанное лицо
самостоятельно закончит фразу.
3.7.
При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
пользующимся инвалидной коляской или костылями, располагаться следует на одном
зрительном уровне или сразу в начале разговора сесть прямо перед ним.
3.8.
Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом / лицом с ОВЗ с гиперкинезами
(патологические внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах
мышц) реагировать на непроизвольные движения указанного лица.
3.9.
При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо привлечь
внимание указанного лица движением руки. В процессе диалога с указанным лицом
рекомендуется смотреть прямо в глаза, говорить максимально четко, внятно произносить
окончания слов, предлоги и местоимения.
Особенности взаимодействия сотрудников ДОУ с различными группами
инвалидов и лиц с ОВЗ.
4.1.
Особенности общения с инвалидами, имеющими трудности при передвижении.
При общении с указанной группой лиц сотрудникам следует уведомить о наличии в ДОУ
определенного специального оборудования для инвалидов и лиц с ОВЗ и возможности
пользоваться им.
Запрещается прикасаться к инвалидной коляске и менять ее местоположение без согласия
инвалида или лица с ОВЗ. Если существуют архитектурные барьеры, необходимо
предупредить инвалида или лицо с ОВЗ об их наличии, чтобы указанное лицо имело
возможность принимать решения о траектории движения заранее.
4.2. Особенности общения с инвалидами, имеющими затруднения в речи. Сотрудники
должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо,
дружелюбно и не поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается перебивать,
поправлять данное лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить следует только тогда,
когда собеседник закончил формулировать свою мысль. При разговоре рекомендуется
смотреть в лицо собеседнику, поддерживать визуальный контакт. В беседе стараться задавать
вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка головы, подтверждающих, что
информация воспринята и осмысленна. В случае, если фраза не понятна, рекомендуется
попросить собеседника повторить ее.
Сотрудники обязаны помнить, что нельзя пытаться ускорять разговор, так как лицу с
нарушениями речи требуется большее количество времени для формирования высказывания.
Следует быть готовым к тому, что разговор с указанным лицом займет больше времени. При
возникновении проблем в устном общении необходимо предложить использовать другой
способ общения (например, написать, напечатать).
4.3.
Особенности общения с инвалидами, имеющими нарушение в развитии и
проблемы в общении.
В разговоре с данной группой лиц необходимо использовать доступный язык, выражаться
точно и в рамках темы разговора. Избегать словесных штампов и образных выражений, если
только нет точной уверенности в том, что собеседник с ними знаком. Следует исходить из
того, что лицо с задержкой в развитии имеет жизненный опыт, как и любой другой взрослый
человек. Необходимо помнить, что лица с задержкой в развитии дееспособны и могут
подписывать документы, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
4.4.
Особенности общения с инвалидами, имеющими нарушение зрения или
незрячими.
4.

При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения имеет много
степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение,
могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних - слабое
периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Данные
критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или сопровождающего его
лица и учитывать при общении.
При встрече с лицом, имеющим нарушение зрения, сотрудник должен поприветствовать его
первым, назвав себя, а также всех присутствующих лиц. В первую очередь рекомендуется
спросить лицо с нарушением зрения, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в случае
положительного ответа помочь ему. Предлагая помощь, следует направлять лицо с
нарушением зрения осторожно, не сдавливая его руку.
Сопровождающее лицо с нарушениями зрения, сотрудник должен передвигаться на объекте
ДОУ без резких движений, не делать рывков. Если лицо с нарушением зрения отказалось от
помощи в сопровождении по объекту ДОУ, при этом сотрудник заметил, что указанное лицо
сбилось с маршрута, сотрудник обязан подойти и помочь лицу выбраться на нужный путь.
Для ориентации лица с нарушением зрения на территории ДОУ необходимо кратко описать
местонахождение, характеризовать расстояние до определенных предметов; своевременно
предупредить о препятствиях: ступенях, низких притолоках, трубах и т.п. Запрещается давать
команды собакам-поводырям, трогать, играть с ними. Следует помнить, что собака-поводырь
выполняет служебную функцию при лице с нарушением зрения.
Если сотрудник предлагает лицу с нарушением зрения присесть, следует направить руку
данного лица на спинку стула или подлокотник. При необходимости зачитывания лицу с
нарушением зрения какой-либо информации сначала следует предупредить данное лицо об
этом. Читать необходимо все, воздержавшись от комментариев: название, даты, текст
документа - от заголовка до конца, не пропускать редко употребляемые или международные
слова. При чтении какого-либо документа лицу с нарушением зрения рекомендуется для
убедительности дать ему документ в руки. Если лицо с нарушением зрения должен подписать
документ, следует в обязательном порядке прочитать документ вслух данному лицу, при
необходимости для полного восприятия текста повторить его. Инвалидность не освобождает
лицо с нарушением зрения от ответственности, обусловленной документом.
4.5. Особенности общения с инвалидами, имеющими нарушение слуха.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует несколько типов и
степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов общения с лицами с нарушением
слуха. Данные критерии в обязательном порядке надо выяснить у собеседника или
сопровождающего его лица и учитывать при общении.
В процессе диалога с лицом с нарушением слуха следует смотреть прямо на него. Не
затемнять лицо, не загораживать его руками, волосами или какими- то предметами. Лицо с
нарушением слуха должно иметь возможность следить за выражением лица собеседника. Для
привлечения внимания лица с нарушением слуха следует назвать его по имени. Если ответа
нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
При общении говорить следует максимально четко артикулируя и замедляя свой темп речи,
внятно произносить окончания слов, предлоги и местоимения, так как данная группа лиц
испытывает значительные затруднения в восприятии отдельных звуков. В диалоге
использовать простые фразы и избегать несущественных слов, при необходимости
перефразировать сообщение с использованием более простых синонимов, если собеседник не
понял информацию. Если сотрудник сообщает информацию, которая включает в себя
сложный термин, рекомендуется для восприятия лицом с нарушением слуха написать ее или
донести любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
При работе с данной группой лиц возможно использовать язык жестов, выражение лица и
телодвижения для пояснения смысла сказанного. Если общение происходит через
сурдопереводчика, необходимо помнить, что обращаться надо непосредственно к
собеседнику, а не к переводчику.

5.
Порядок пересмотра Инструкции
Внесение изменений и дополнений в настоящую Инструкцию осуществляется путем
подготовки проекта Инструкции в новой редакции в порядке, аналогичном порядку принятия
настоящей Инструкции.
6.
Регистрация и хранение Инструкции
6.1. Один оригинальный экземпляр настоящей Инструкции подлежит хранению в составе
документов организационного характера.

Приложение
к Инструкции по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья в МБДОУ № 29 г. Калуги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 29 "Звездочка" города Калуги.
(МБДОУ № 29 г. Калуги)

ЖУРНАЛ
ИНСТРУКТОЖА ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ИВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
в МБДОУ № 29 г. Калуги

(наименование структурного подразделения)

Начат
«__»_______________________
Окончен «__»_______________________
Лицо, ответственное за ведение журнала
___________________________________
(Ф.И.О., должность)

Дата

Ф.И.О.
инструктируемого

Должность
инструктируемого

Ф.И.О. должность
проводившего
инструктаж

Подпись
инструктируемого

инструктирующего


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».