Положение о наставничестве

Приложение
Утверждено на педагогическом совете № 1,
от 31.08.2022 г.
Положение о системе наставничества педагогических работников
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 29
«Звездочка» города Калуги (МБДОУ № 29 г. Калуги)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 29 «Звездочка» города Калуги определяет цели, задачи, формы и порядок
осуществления наставничества (далее – Положение). Разработано в соответствии с
нормативной правовой базой в сфере образования и наставничества.
1.2.В Положении используются следующие понятия:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется
наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает
необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая
тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее
социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи;
учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования,
предприятия и др.), который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы)
наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и
адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в
отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной
ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная
программа
наставничества
–
это
краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и
видов
наставничества,
участников
наставнической
деятельности,
направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных
сторон.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических работников являются:
1) принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и
технологий в сфере наставничества педагогических работников;
2) принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку и
реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых
компонентов системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях
и уровне образовательной организации;
3) принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации
программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной
нормативно-правовой базе;
4) принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов
1

личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального
развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и
наставника;
5) принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении
и совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и
наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности,
государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к
внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и
механизмов наставничества;
8) принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение
индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории
развития;
9) принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими
равный социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей,
ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному
процессу образовательной организации. Решение об освобождении наставника и
наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана
реализации персонализированной программы наставничества принимает руководитель
образовательной организации в исключительных случаях при условии обеспечения
непрерывности образовательного процесса в образовательной организации и замены их
отсутствия.
1.5. Правовой основой наставничества в дошкольном учреждении являются настоящее
положение, нормативные акты Минобрнауки РФ, регламентирующие вопросы
профессиональной подготовки воспитателей и специалистов образовательных учреждений.
2. Цель и задачи системы наставничества. Формы наставничества
2.1. Целью системы наставничества в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждение № 29 «Звездочка» города Калуги (МБДОУ № 29 г. Калуги»)
(далее по тексту - ДОУ) является реализация комплекса мер по созданию эффективной среды
наставничества,
способствующей
непрерывному
профессиональному
росту
и
самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников,
самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической
профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в ДОУ психологически комфортной образовательной среды
наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого
потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной
траектории;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях
цифровой образовательной среды, востребованности использования современных
информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения
разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности, ознакомление с традициями и укладом ДОУ, а также в
преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных
обязанностей;
2

- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении
которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно,
качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в
соответствии с замещаемой должностью;
- знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с
эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе,
направленными на развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять
возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
- адаптировать к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива ДОУ
и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения
к выполнению своих должностных обязанностей;
- расширять социокультурные границы профессиональной деятельности педагогов.
2.3. В ДОУ могут применяться разнообразные формы наставничества («педагог – педагог»,
«руководитель образовательной организации – педагог», и другие) по отношению к
наставнику или группе наставляемых. Применение форм наставничества выбирается в
зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся
профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов.
Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в
зависимости от запланированных эффектов.
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации
наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких
как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и
онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное
профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и
наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый»,
привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество
доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый
встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей,
ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен
приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь
поставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный
педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации
учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию
всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в
том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для
его подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с
наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью
построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами
и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и
устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации,
полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также
наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более
опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени.
Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт,
3

навыки, личностные характеристики и др.
Форма наставничества «педагог – педагог» – способ реализации целевой модели
наставничества
через
организацию
взаимодействия
наставнической
пары
«педагог-профессионал – педагог, вовлеченный в различные формы поддержки и
сопровождения».
Форма наставничества «руководитель образовательной организации – педагог»
способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия
наставнической пары «руководитель образовательной организации – педагог», нацеленную
на совершенствование образовательного процесса и достижение желаемых результатов
руководителем образовательной организации посредством создания необходимых
организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических
условий и ресурсов.
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа руководителя образовательной
организации «Об утверждении положения о системе наставничества педагогических
работников в образовательной организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного согласия
приказом руководителя образовательной организации.
3.3.Руководитель образовательной организации:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения) системы
(целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
- издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении)
системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору
наставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в образовательной организации
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их
участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с
наставнической деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве,
проведение координационных совещаний, участие в конференциях, форумах, вебинарах,
семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
- способствует организации условий для непрерывного повышения профессионального
мастерства педагогических работников, аккумулирования и распространения лучших
практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества (заместитель руководителя/старший
воспитатель):
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в
образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую
деятельность в качестве наставляемых;
- предлагает руководителю образовательной организации для утверждения состав
наставников;
- принимает участие в разработке Дорожной карты (плана мероприятий) по реализации
Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
4

- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее успешного и
эффективного опыта;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и
неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми
педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том
числе с привлечением наставников из других образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
- организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг
реализации системы наставничества педагогических работников в образовательной
организации;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в
различные формы наставничества и повышения квалификации педагогических работников,
формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации
персонализированных программ наставничества педагогических работников;
- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения
3.5. Методическое объединение наставников/комиссия/совет (при его наличии):
- совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов и
информационно-методического сопровождения в сфере наставничества педагогических
работников в образовательной организации;
- разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы
наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов и групп
педагогических работников;
- принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных форм
наставничества педагогических работников;
- осуществляет подготовку участников персонализированных программ наставничества
к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим
конференциям, фестивалям и т.д.;
- осуществляет организационно-педагогическое, учебно-методическое, обеспечение
реализации персонализированных программ наставничества в образовательной организации;
- участвует в мониторинге реализации персонализированных программ наставничества
педагогических работников;
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников
образовательной организации с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или
получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется
наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с
просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки
выполнения заданий.
4.2. Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
5

- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального
становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической,
методической и профессиональной подготовки;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
организации детской деятельности, коллективу ДОУ, детям и их родителям, увлечения,
наклонности, круг досугового чтения;
- знакомить молодого специалиста с помещениями и пространственно-предметной
развивающей средой детского сада;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к воспитателю, правилами внутреннего трудового распорядка,
выполнением инструкции по охране жизни и здоровья детей, охраны труда и техники
безопасности);
- оказывать необходимую помощь; контролировать и оценивать самостоятельное
проведение молодым специалистом непосредственно образовательной деятельности,
досуговых мероприятий;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом План самообразования;
- оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении
педагогической профессией, практическими приемами и способами качественной
организации детской деятельности,
-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в коллективе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
- периодически докладывать руководителю о процессе адаптации молодого
специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять
отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с
предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
5. Руководство работой наставника
5.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на куратора:
заместителя руководителя/старшего воспитателя.
5.2. Куратор обязан:
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником;
- осуществлять тьюторское сопровождение работы наставника и наставляемого;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной
работы, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с
молодыми специалистами;
- курировать процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
- принять участие в разработке Дорожной карты (плана мероприятий),
индивидуального образовательного маршрута;
- изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации
наставничества в образовательном учреждении;
- определить меры поощрения наставников.

6

6. Права и обязанности наставляемого
6.1. Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных
программ наставничества педагогических работников образовательной организации;
- обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с ходатайством
о замене наставника.
6.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные
нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в
сфере наставничества педагогических работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в
установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в
образовательной организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.
7. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении которых
осуществляется наставничество
7.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника
должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия,
позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы
наставничества.
6.2. Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора,
наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество,
пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной организации.
8. Завершение персонализированной программы наставничества
8.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в
полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
7

уважительным обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной
программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или
наставляемого – форс-мажора).
8.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества
педагогических
работников.
По
обоюдному
согласию
наставника
и
наставляемого/наставляемых
педагогов возможно продление срока реализации
персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания
(например, плана мероприятий, формы наставничества).
9. Условия публикации результатов персонализированной программы наставничества
педагогических работников на сайте образовательной организации
9.1. Для размещения информации о реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников на официальном сайте образовательной
организации создается специальный раздел (рубрика).
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах
наставничества педагогических работников, базы наставников и наставляемых, лучшие
кейсы персонализированных программ наставничества педагогических работников,
федеральная, региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества
педагогических работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и
программ наставничества педагогических работников в образовательной организации и др.
9.2. Результаты персонализированных программ наставничества педагогических работников
в образовательной организации публикуются после их завершения.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения руководителем
образовательной организации и действует бессрочно.
10.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения в соответствии с
вновь принятыми законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации
и вновь принятыми локальными нормативными актами образовательной организации.
11. Документы, регламентирующие наставничество
11.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- настоящее Положение;
- планы работы наставников;
- протоколы заседаний группы наставников, на которых рассматривались вопросы
наставничества;
- методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по
наставничеству.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».