Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение № 29 «Звездочка» города Калуги (МБДОУ № 29 г. Калуги) ПРИНЯТА: Педагогическим советом Протокол от 31.08.2022 г. № 1 УТВЕРЖДЕНА: Приказ от «31» 08 2022 № 81-ОД МБДОУ № 29 г. Калуги Дополнительная общеразвивающая программа «АБВГДейка» направленность социально – гуманитарная возраст обучающихся 5-7 лет срок реализации 2 года Калуга, 2022 г. Составитель/разработчик программы воспитатель: Аверичкина С.Ю., соответствие занимаемой должности, педагогический стаж 9 лет Программа проверена и направлена на рассмотрение педагогическим советом: старшим воспитателем Кальяновой Е. А. 2 №п/п 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2.1. 2.2. 2.3. 3. 4. Содержание Страницы 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка 3 Цели и задачи ДОП 6 Содержание ДОП 7 Планируемые результаты освоения ДОП 13 2. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации ДОП 17 Формы педагогической диагностики 18 (мониторинга) Методические материалы 19 Список литературы 22 Приложения 24 3 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Актуальность «АБВГДейка» имеет программы. Дополнительная социально-гуманитарную общеобразовательная направленность и программа способствует социализации, общению, интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, формированию у них более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет им в дальнейшем успешно обучаться в школе. В Программе используется, комплексный, личностный и системно-деятельностный подход к развитию детей. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей. Как известно, ребенок развивается в деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности. Поэтому важнейшим условием успешной реализации речевого развития детей является системно- деятельностный подход. Актуальность программы базируется на анализе предыдущего педагогического опыта и определяется запросом со стороны детей и родителей на развивающие программы для детей дошкольного возраста в области развития речи и обучения их первоначальному чтению и письму. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный уровень развития речи, навыков чтения, графических умений, необходимых для обучения в школе. Новизна программы. Дополнительная общеобразовательная программа «АБВГДейка» основана на комплексном подходе к дошкольному обучению и развитию ребёнка. Программа является интегрированной, включает в себя обучение первоначальному чтению, развитию речи, развитию первоначальных графических навыков. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, в «АБВГДейку» включены речевые занятия: составление описательных рассказов по картинкам, увлекательные занятия по безопасности и изучению правил дорожного движения, по охране здоровья. Программа знакомит дошкольников с произведениями разных жанров и разного объёма, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная рабочая программа разработана на основе методического пособия «Обучение грамоте детей 5-7 лет» (авторы Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В.). Занятия проводятся с использованием рабочей тетради «Я учу звуки и буквы» (автор Мурылева Н.И.) 4 Адресат ДОП. Программа ориентирована на детей 5-7летнего возраста. Система набора в группу - принимаются все желающие дети по заявлению родителя (законного представителя). Категория детей, для которой предназначена ДОП - без ограничений. Характеристика возрастных особенностей обучающихся, которые учитываются при реализации программы для ее результативности. К 5 годам словарный запас составляет около 2000 слов. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, когда ребёнок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом- неправильно. Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло- стеклянный). Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар- сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух- трёх слов, определяют порядок слов в предложении. Словарный запас детей 6-7 лет увеличивается за счет качественного совершенствования. К 6,5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000. Активно используются синонимы и антонимы. Начинают применяться слова и выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями. Обогащение словаря происходит за счет точного названия качеств предметов (материал, форма, цвет, размер) 5 Дошкольники правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; формируют из слов предложения, используют разные слова для обозначения одного и того же предмета. Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных, новые слова с помощью суффиксов, правильно употребляют глаголы. Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В развитии связанной речи происходит существенные изменения. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети используют предложения различной конструкции. Могут самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Дети совершенствуют свои умения в составлении описательных рассказов о предметах, по серии картин. У дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической последовательности. Но одной из сложнейших задач остается составление рассказов из личного опыта в логической последовательности. В возрасте 5,5 -7 лет завершается работа по усвоению элементов грамоты. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками и буквами. Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают смыслоразличительную функцию звука, буквы. Объём ДОП, срок освоения. Программа рассчитана на два года обучения. Общее количество часов – 64 ч. 1 год обучения: 32 часов, 2 год обучения: 32 час. Продолжительность образовательной деятельности для детей для детей от 5 до 6 лет - 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - 30 минут. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Занятия осуществляются 1 раз в неделю. Занятия проводятся с октября по май месяц учебного года. Форма обучения. Форма реализации ДОП – традиционная. Основная форма организации работы с детьми дифференцированного подхода при - фронтальные занятия выборе методов обучения с осуществлением в зависимости от возможностей детей. Организационная форма обучения - групповая, в группе одного возраста. Занятия строятся в занимательной, игровой форме. В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия. В середине занятия проводится физкультурная пауза. Формы занятий и способы их реализации: дидактические игры, фонематические упражнения, работа с текстами, театрализация, графические упражнения. Занятия проводятся с использованием рабочей тетради «Я учу звуки и буквы» (автор Мурылева Н.И.) 6 1.2. Цель и задачи Цель программы: создание условий для осуществления комплексного подхода к речевому развитию детей, включающего подготовку их к усвоению грамоты, ознакомление со звуковым анализом, обучение чтению и первоначальным графическим навыкам. Задачи программы: - Формировать у детей первоначальные лингвистические представления, знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят; - Знакомить детей с гласными, и согласными, обучать детей сравнению звуков по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлению слов по звуковому составу (ЗКР); - Обучать звуковому анализу слов, определению места звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова), слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; - Формировать умение различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов, подвести к пониманию смысловой и интонационной законченности предложений (точка, восклицательный и вопросительный знаки вконце предложения); - Знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; - Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению, делению слов на слоги, составлению слов из слогов с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями, а также постановке ударения в словах, определению ударного слога. - Формирование интереса к процессу обучения; - Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтенияслогов; - Развитие грамматического строя речи; - Формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения; - Развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка; - Воспитание аккуратности, усидчивости, терпеливости; - Развитие положительного отношения к процессу обучения, 7 дисциплинированности, культуры поведения; - Привитие любви и интереса к чтению. 8 1.3. Содержание ДОП Содержание программы делится на 2 этапа обучения: 1 год - развитие звуко-буквенного анализа; 2 год - развитие интереса и способностей к чтению. На первом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя: развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук); формирование графических навыков. Изучение материала проходит блоками: 1 блок - Деление слов на слоги. Звуковая оболочка слова. Звуки и буквы. Развитие речи. 2 блок - Обучение осознанному чтению. Развитие речи. Для того, чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения Д.Б. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка» (Д.Б. Эльконин). Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача- запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять 9 рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение всех двух лет обучения. Решающая роль при усвоении программы принадлежит деятельности ребенка, материал изучается с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Для систематического знакомства с литературными произведениями занятия по ознакомлению с устным народным творчеством и произведениями детской литературы не выделены в отдельный блок, а включены в содержание разных занятий. На втором году обучения занятия знакомства с устным народным творчеством и произведениями детской литературы в основном включены во вторую половину года, для того чтобы дети сами могли читать произведения. Содержание учебного плана 1 год обучения «Звуки и буквы» Теория: Различение понятий «Звук» и «Буква». выделение среди звуков согласные и гласные, среди согласных твёрдые и мягкие, глухие и звонкие. Знакомство с буквами, которые не обозначают звуков. Инструктажи по правилам безопасности при работе с карандашом, авторучкой. Практика: Определение места звука в слове и обозначение его схематически. Знакомство с условными обозначениями звуков. Письмо печатных букв в клетках, используя образец. Соотношение звука и буквы. Составление предложений из 2-4 слов. Запись предложений условными обозначениями. Чтение слияний, слогов; работа над текстами, работа над графическими навыками. Речевые занятия Составлении описательных рассказов по картине, серии картинок. Вместе с тем работа над речью ведётся на каждом занятии. Это рассказывание и пересказ произведений, заучивание стихотворений, потешек, загадок, их выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы, составление рассказов по картинкам и из жизненного опыта, отработка выразительности речи. Литературные произведения Теория: Слушание рассказов, сказок, стихотворений. Практика: 10 Пересказ. Беседы по содержанию произведений. Содержание учебного плана (2 год обучения) Звуки и буквы. Теория. Знакомство со звуками. Выделение звука в слове. Характеристика звука. Гласный, согласный, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий. (Согласные называются коротко, без призвука Э). Обозначение звука буквой. Нахождение слов с этим звуком. Количество звуков и букв в слове. Схематическое изображение звуков в слове. Практика. Входной контроль знаний. Знакомство с тетрадью в клеточку. Рабочая строка. Как правильно держать ручку, карандаш. Обозначение звука буквой. Узнавание буквы. Слияние гласного и согласного. Письмо (печатание буквы). Печатание слогов, слов. Слог-часть слова. Деление слов на слоги. Чтение слогов. Ударный слог. Предложение Теория. Предложение состоит из слов. Количество слов в предложении. Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения. Практика. Чтение предложений. Составление предложений. Составление схем предложений. Речевые занятия Составлении описательных рассказов по картине, серии картинок. Вместе с тем работа над речью ведётся на каждом занятии. Это рассказывание и пересказ произведений, заучивание стихотворений, потешек, загадок, их выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы, составление рассказов по картинкам и из жизненного опыта, отработка выразительности речи. Литературные произведения Теория. Слушание рассказов, сказок, стихотворений. Практика. Составление рассказов о своём отношении к поступкам персонажей. Пересказ произведений и отрывков. Чтение. Ответы на вопросы. Знакомство с литературными произведениями проходит, как на отдельных занятиях, так и на занятиях с другой тематикой, когда знакомство с небольшим литературным произведением является частью занятия, входит в один из его этапов. С.Я. Маршак, И. Соколов-Микитов, Е. Пермяк, Л. Толстой, В. Сутеев, К.Д. Ушинский, В. Осеева. Основные применяемые технологии: Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии в настоящее время пронизывают всю систему обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте. Динамичные физкультминутки, 11 музыкально-ритмические паузы, специальные упражнения для рук, для глаз применяются на всех занятиях. Смена видов деятельности так же снижает утомляемость ребёнка. Большое значение имеет психологический климат на занятии, которые создаёт педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона. Личностно-ориентированное обучение предполагает максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует пробуждению интереса детей к знаниям. На занятии для ребят создаётся спокойная, благоприятная обстановка, детям даются посильные задания, используется богатый дидактический материал, подбадривание и положительная оценка способствует сохранению позитивной самооценки детей. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность детей. В 5-6 летнем возрасте преобладающим видом деятельности детей является игра. Именно игра помогает детям ощутить себя в реальной ситуации. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям. Технология деятельностного подхода -– это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Деятельностный подход к обучению предполагает: - наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); - выполнение учащимися определённых действий для приобретения недостающих знаний; - выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; - формирование у учащихся умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; - включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Формы занятий и способы их реализации Дидактические игры Фонематические упражнения Работа с текстами Рисование 12 Графические упражнения Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Необходимо подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать. Крайне важна словарная работа, поскольку на начальных ступенях обучений чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексикограмматических игр и пр. Главное место в обучении старших дошкольников отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат, предполагается начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр. Программа предусматривает использование эвристических приемов (метод обучения путем наводящих вопросов, способствующий развитию находчивости, активности), поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью. Я знаю, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. В программу занятий включено множество загадок. Они сопровождаются иллюстративным или игровым материалом - картинками муляжами, игрушками и др. И вовсе не важно, что многие загадки не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово. 1.4. Планируемые результаты освоения ДОП Первый год обучения Ребёнок к концу первого года обучения знает буквы русского алфавита; понимает и использует в речи термины «звук», «буква»; содержание народных сказок; 13 авторов и содержание произведений для детей А. Барто, А.С. Пушкина, К. Чуковского, Е Чарушина, В. Берестова, С.Маршака, Е. Благининой, Ребёнок к концу первого года обучения умеет определять место звука в слове: в начале, середине, в конце; различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки; делить слова на слоги; пользоваться графическим обозначением звуков; составлять 4-5 предложений по картине, по серии картинок, из личного опыта отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых предложений Второй год обучения Ребёнок к концу второго года обучения знает буквы русского алфавита гласные и согласные звуки ударные и безударные слоги звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. Ребёнок к концу второго года обучения умеет различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах; складывать слоги; читать слова; проводить фонетический разбор слова; составлять схему предложения; понимать прочитанный текст, отвечать на вопросы по содержанию произведению; печатать буквы русского алфавита; печатать слоги и слова; схематично изображать слоги, слова, предложения; правильно держать ручку, карандаш. 14 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1.Условия реализации ДОП Материально-техническое обеспечение Для занятий используется кабинет для работы с дошкольниками, снабжённый столами, стульями, шкафчиками, доской. Применяется букварь, пропись, набор цветных и простых карандашей, имеющиеся для каждого ребёнка. 2.2. Формы педагогической диагностики Для выяснения результатов образовательного процесса и его влияния на развитие учащихся используются различные виды контроля. Контроль несёт проверочную, обучающую, воспитательную, организующую и коррекционную функции и делится на: Входной контроль проводится 10-16 октября в группах каждого года обучения. Промежуточный контроль проходит по окончании 1 полугодия в декабре. Итоговый мониторинг проходит в мае Формы подведения итогов Дидактические игры Конкурсы Проверка навыков чтения Конкурс чтецов Практические работы Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, развивающие игры. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, диагностическая карта, защита творческих работ. 2.3.Методические материалы Методическое обеспечение программы 1 год обучения Форма Форма организации № Методы обучения организаци Педагогические Раздел/Тема. образователь п/п и воспитания и учебного технологии ного занятия процесса 1 Введение. Словесный, коллективна Объяснительноя иллюстративный беседа Личностноориентированного обучения Обеспечение занятия. Дидактические материалы Учебные пособия на каждого ребёнка Объяснительно- Коллективна ЛичностноЗадания, занятие, 2 Звуки и буквы иллюстративный я ориентированного упражнения, наблюдение исследовательский, групповая обучения тетради, учебник 15 наглядный, практический; игровой, технология плакаты, игровой предметные деятельности картинки Технология Азбука разрезная деятельностного демонстрационна подхода я Наборы дидактических игр Словесный, ЛичностноОбъяснительноориентированного иллюстративный Литературные Коллективна обучения 3. наглядный, беседа, игра произведения я, групповая технология практический; игровой проектный деятельности Игровой Личностноориентированного обучения технология Объяснительноигровой иллюстративный Групповая, Речевые Беседа, деятельности, 4 практический; индивидуаль занятия игра Технология Игровой, частичноная развивающего поисковый обучения Технология деятельностного подхода Объяснительноиллюстративный Индивидуал Тестирован Личностно5 Мониторинги практический; ьноие, ориентированного Игровой, частично- групповая, наблюдение обучения поисковый Книги, иллюстрации Раздаточные материалы, игрушки, картинки Раздаточные материалы, Методическое обеспечение программы 2 год обучения Форма Форма Обеспечение Методы организации организации Педагогические занятия. обучения образовательного учебного технологии Дидактические и воспитания процесса занятия материалы Словесный, Объяснительн ЛичностноУчебные Введени 1 околлективная беседа ориентированного пособия на е. иллюстративн обучения каждого ребёнка ый Объяснительн ЛичностноЗадания, Звуки и оКоллективная занятие, ориентированного упражнения, 2 буквы иллюстративн групповая наблюдение обучения тетради, тетради, ый технология учебник № Раздел/Т п/п ема. 16 исследователь ский, наглядный, практический; проектный Игровой, 3 4 5 6 проектной плакаты, деятельности предметные Технология картинки проблемного Демонстрационн обучения ый материал Технология «Слова, звуки, деятельностного слоги» подхода Личностноориентированного Упражнения, Объяснительн обучения тетради, отехнология Предлож Беседа, игра, учебник, иллюстративн Коллективная игровой ение. наблюдение, плакаты, ый наглядный, групповая деятельности, предметные Игровой Технология картинки деятельностного подхода Личностноориентированного Объяснительн обучения отехнология иллюстративн игровой Раздаточные Речевые ый Групповая, Беседа, деятельности, материалы, занятия практический; индивидуальная театрализация Технология игрушки, Игровой, развивающего картинки, частичнообучения поисковый Технология деятельностного подхода Словесный, Объяснительн ЛичностнооЛитерат ориентированного иллюстративн урные Коллективная, обучения Книги, ый беседа, игра, произвед групповая технология иллюстрации наглядный, ения игровой практический; деятельности, проектный Игровой Объяснительн оиллюстративн ЛичностноМонитор ый Индивидуально- Тестирование, Раздаточные ориентированного инги практический; групповая, наблюдение материалы, обучения Игровой, частичнопоисковый 17 3. Список литературы 1. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2007. 2. Мирошник М.И., Самохвалова В.А. Я читаю. Курс «Я читаю»: пособие для педагогов и родителей/ Мирошник М.И., Самохвалова В.А.- Ростов на Дону: Легион, 2013. 3. Маханёва М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие. – 2 изд, испр. – М.: ТЦ Сфера, 2018. 4. Рабочая тетрадь 3. О.Г. Молчанова. До школы шесть месяцев: срочно учимся читать. Планирование работы и конспекты занятий с детьми 5- 7лет/—М: Издательство ГНОМ, 2012. 5. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. 6. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Г.Ф. Марцинкевич.- Волгоград: Учитель, 2000. 7. Развитие речи детей 6-7 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ Авторы –составители Ушакова О.С., Струнина Е.М.-М: Вентана-Граф, 2008. 18 IV. Приложения Приложение 1 . Календарный учебный план 1 год обучения период Тема Количес тво занятий октябрь 1 1.Звуки речи. Гласные и 1 неделя согласные. 2 неделя 2. Звуки речи. Гласные и 1 согласные. 3 неделя 3. Слово. 1 4 неделя 4. Гласная буква А. 1 5. Гласная буква А. 1 2 неделя 6.Гласная буква У. 1 3 неделя 7. Гласная буква О. 1 4 неделя 8. Гласная буква О. 1 ноябрь 1 неделя декабрь 1 9. Звуки [м], [м,]. Буква М. 1 неделя Деление слов на слоги. Программные задачи Познакомить детей с понятиями «звук», «звуковичок»; рассказать о том, что звуки делятся на гласные и согласные; научить детей на слух распознавать звуки. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «звуковичок»; рассказать о том, что звуки делятся на гласные и согласные; научить детей на слух распознавать звуки. Познакомить детей с понятиями «слово», рассказать о том, что наша речь состоит из слов и слова складываются в предложения. Познакомить детей с понятием «буква», буквой - А; учить детей писать звуковой диктант с помощью символов и букв. Продолжать знакомить детей с понятием «буква», буквой - А; учить детей писать букву А. Познакомить детей с буквой У и найти их место в Городе букв, учить зрительно узнавать изученные буквы. Познакомить детей с буквой О и научить зрительно ее узнавать; учить детей распознавать звуки на слух; развивать устную речь детей, их логическое мышление, умение анализировать. Продолжать знакомить детей с буквой О. Закрепить знания о звуках [а], [у]; учить детей писать букву У; развивать устную речь детей, умение анализировать. Знакомить детей с буквой М и научить соединять ее с гласными А,О,У,Э,Ы; учить детей делить слова на слоги, ориентируясь на количество гласных букв; познакомить детей с правилом правописания большой буквы в именах людей. 19 2 неделя 10. Звуки [м], [м,]. Буква М. 3 неделя 11. Твердые и мягкие 1 согласные звуки [с], [с,]. Буква С. 4 неделя 12.Буква С. январь 1 неделя 1 1 13. Звуки [х], [х,]. Буква Х. Ударение. Познакомить детей с буквой X; научить их cтавить ударение в словах; развивать умение сопоставлять слова, противоположные по смыслу; закреплять умение делить слова yа слоги и выполнять звуковой анализ. 2 неделя 14. Звуки [р], [р,]. Буква Р. 1 3 неделя 15. Звуки [р], [р,]. Буква Р. 1 16. Звук [ш]. Буква Ш. 1 2 неделя 17. Звук [ш]. Буква Ш. 1 3 неделя 18. Буква Ы. 1 февраль Продолжать знакомить детей с буквой М и научить соединять ее с гласными А,О,У,Э,Ы; учить детей делить слова на слоги, ориентируясь на количество гласных букв. Научить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; познакомить с буквой С; научить определять место звуков[с], [с'] в словах, обозначать их символами; развивать фонематический слух ребят; пополнять знания детей о съедобных и несъедобных предметах. Продолжать знакомить детей с буквой С, учить писать ее в тетради. Учить детей сопоставлять слова и схемы. 1 неделя Познакомить детей с буквой Р; учить читать с этой буквой слоги и слова, расширять знания детей по теме «Овощи». Продолжать знакомить детей с буквой Р; учить читать с этой буквой слоги и слова, делить слова на слоги, ставить ударение. Познакомить детей с буквой Ш, учить узнавать ее зрительно, читать с ней слоги и слова; закреплять умение делить слова на слоги, выполнять звуковой анализ слова; формировать навыки правильного слогового чтения; развивать устную речь детей. Продолжать знакомить детей с буквой Ш, учить узнавать ее зрительно, читать с ней слоги и слова; закреплять умение делить слова на слоги, выполнять звуковой анализ слова; формировать навыки правильного слогового чтения; развивать устную речь детей. Познакомить детей с буквой Ы, учить узнавать ее зрительно, читать с ней слоги и слова; закреплять умение делить слова на слоги, выполнять звуковой 20 19. Буква Ы. 1 20. Звуки [л], [л,]. Буква Л. 1 2 неделя 21. Звуки [л], [л,]. Буква Л. 1 3 неделя 22. Звуки [н], [н,]. Буква Н. 1 4 неделя 23. Звуки [н], [н,]. Буква Н. 1 5 неделя 24. Звуки [к], [к,]. Буква К. 1 25. Звуки [т], [т,]. Буква Т. 1 4 неделя март 1 неделя апрель 1 анализ слова; формировать навыки правильного слогового чтения; развивать устную речь детей. Продолжать знакомить детей с буквой Ы, учить узнавать ее зрительно, читать с ней слоги и слова; закреплять умение делить слова на слоги, выполнять звуковой анализ слова; формировать навыки правильного слогового чтения; развивать устную речь детей. Познакомить детей с буквой Л; формировать навыки сознательного чтения; способствовать развитию связной речи; учить правильно употреблять в устной речи предлоги; познакомить с разновидностями птиц. Продолжать знакомить детей с буквой Л; формировать навыки сознательного чтения; способствовать развитию связной речи; учить правильно употреблять в устной речи предлоги. Познакомить детей с буквой Н; научить читать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить детей с понятием «предложение», научить записывать предложение с помощью схемы; совершенствовать навык устного чтения; расширять представление детей о животных-великанах. Продолжать знакомить детей с буквой Н; научить читать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить детей с понятием «предложение», научить записывать предложение с помощью схемы; совершенствовать навык устного чтения. Познакомить детей с буквой К. Научить узнавать ее зрительно; учить сравнивать произношение слов с их написанием; развивать фонематический слух, мышление и внимание; продолжить работу над развитием связной речи; расширить представление детей о космосе; воспитывать любовь к окружающей природе. Познакомить детей с буквой Т, учить 21 неделя 2 неделя 26. Звуки [т], [т,]. Буква Т. 1 3 неделя 27. Гласная буква И. 1 4 неделя 28. Гласная буква И. 1 29. Звуки [з], [з,]. Буква З. 1 2 неделя 30. Звуки [з], [з,]. Буква З. 1 3 неделя 4 неделя 31. май 1 неделя 32.Обследование детей на конец года. читать слоги и слова с данной буквой, различать на слух звуки [д] и [т]; закреплять умение делить слова на слоги и ставить ударение; развивать фонематический слух, связную речь, умение анализировать; формировать навыки сознательного, правильного, выразительного чтения; воспитывать трудолюбие, любовь к прекрасному. Продолжать знакомить детей с буквой Т, учить читать слоги и слова с данной буквой, различать на слух звуки [д] и [т]; закреплять умение делить слова на слоги и ставить ударение; развивать фонематический слух, связную речь, умение анализировать; формировать навыки сознательного, правильного, выразительного чтения. Познакомить детей с буквой И, учить распознавать эту букву зрительно; развивать фонематический, умение сопоставлять; расширить представление ребят о домашних животных и их детенышах. Продолжать знакомить детей с буквой И, учить писать букву в тетради, расширять словарный запас. Познакомить детей с буквой 3, научить читать слова с данной буквой; развивать фонематический слух, внимание, умение работать с текстом. Продолжать знакомить детей с буквой 3, научить читать слова с данной буквой; развивать фонематический слух, внимание, умение работать с текстом. Обследование детей в индивидуальной форме. 2 год обучения октябрь , 1 33. Звуки [п], [п ]. Буква П. 1 Познакомить детей с буквой П, учить Неделя читать слова с данной буквой; дать представление о правиле правописания кличек животных; учить пересказывать текст по вопросам; развивать фонематический слух, умение четко и полно отвечать на поставленные 22 2 неделя 34. Звуки [п], [п,]. Буква П. 1 3 неделя 35. Звук и буква Й. 1 4 неделя 36. Звук и буква Й. 1 37. Звуки [г], [г,]. Буква Г. 1 2 неделя 38. Звуки [г], [г,]. Буква Г. 1 3 неделя 39. Звуки [в], [в,]. Буква В. 1 4 неделя 40. Звуки [в], [в,]. Буква В. 1 ноябрь 1 неделя вопросы; воспитывать любовь к животным. Продолжать знакомить детей с буквой П, учить читать слова с данной буквой; дать представление о правиле правописания кличек животных; учить пересказывать текст по вопросам; развивать фонематический слух. Познакомить детей с буквой Й, научить читать слова с данной буквой; совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения; развивать фонематический слух. Продолжать знакомить детей с буквой Й, научить читать слова с данной буквой; совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения; развивать фонематический слух. Познакомить детей с буквой Г, научить узнавать ее зрительно; совершенствовать навык правильного и осознанного чтения; продолжить работу над звуковым анализом, делением на слоги, постановкой ударения; способствовать развитию грамотной и выразительной речи; развивать фонематический слух, внимание, умение сопоставлять и анализировать. Продолжать знакомить детей с буквой Г, научить узнавать ее зрительно; совершенствовать навык правильного и осознанного чтения; продолжить работу над звуковым анализом, делением на слоги, постановкой ударения; способствовать развитию грамотной и выразительной речи. Познакомить детей с буквой В. научить узнавать ее зрительно; формировать навыки правильного сознательного чтения по складам; продолжить работу над предложением; учить отличать предлоги -в, -из, правильно использовать их в речи; развивать устную речь детей; воспитывать чувство осторожности и безопасного поведения на воде и в лесу. Продолжать знакомить детей с буквой В. научить узнавать ее зрительно; формировать навыки правильного сознательного чтения по складам; продолжить работу над предложением; 23 41. Звуки [д], [д,]. Буква Д. 1 декабрь 1 42. Звуки [б], [б,]. Буква Б. неделя 1 2 неделя 43. Звуки [б], [б,]. Буква Б. 1 3 неделя 44. Звуки [б], [б,]. Буква Б. 1 45. Звук [ж]. Буква Ж. 1 46. Звук [ж]. Буква Ж. 1 5 неделя январь 1 неделя 2 неделя учить отличать предлоги -в, -из, правильно использовать их в речи; развивать устную речь детей. Познакомить детей с буквой Д, учить читать слоги и слова с данной буквой; формировать навыки сознательного и выразительного чтения; учить отвечать на вопросы, различать знаки в конце предложения; развивать фонематический слух, умение употреблять в речи слова антонимы; расширить знания детей о месте обитания животных. Познакомить детей с буквой Б; учить читать слова с этой буквой, делить слова на слоги, ставить ударение; познакомить детей со слоговым способом чтения; расширять знания детей по теме «Хлебобулочные изделия»; познакомить с пословицами о хлебе; воспитывать бережное отношение к хлебу, доброту и вежливость. Познакомить детей с буквой Б; учить читать слова с этой буквой, делить слова на слоги, ставить ударение; познакомить детей со слоговым способом чтения; расширять знания детей по теме «Хлебобулочные изделия»; познакомить с пословицами о хлебе; воспитывать бережное отношение к хлебу, доброту и вежливость. Продолжать знакомить детей с буквой Б; учить читать слова с этой буквой, делить слова на слоги, ставить ударение; познакомить детей со слоговым способом чтения. Познакомить детей с буквой Ж, научить узнавать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле правописания географических названий; продолжить работу с текстом и предложением; совершенствовать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения; развивать внимание. Продолжать знакомить детей с буквой Ж, научить узнавать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле правописания 24 3 неделя 47. Буква Е. 1 февраль 1 48. Буква Е- показатель 1 неделя мягкости согласных. 2 неделя 49. Буква Е в начале слова. 1 3 неделя 50. Мягкий знак Ь. 1 4 неделя 51.Звук [я]. Буква Я. 1 52. Звук [я]. Буква Я. 1 2 неделя 53. Звук [ю]. Буква Ю. 1 3 неделя 54. Звук [ю]. Буква Ю. 1 4 неделя 55. Звук [ё]. Буква Ё. 1 5 неделя 56. Звук [ч]. Буква Ч. 1 март 1 неделя географических названий; продолжить работу с текстом и предложением. Познакомить детей с буквой Е и научить распознавать ее зрительно; закрепить знания детей о звуке [у]; развивать память ребят, умение анализировать; расширять представления о насекомых. Закрепить знания детей о звуке [е] как о показателе мягкости согласного звука; учить детей писать букву Е в тетради, развивать мелкую моторику. Закрепить знания детей об обозначении йотированных звуков в схеме слова; учить детей писать букву Е в тетради, развивать мелкую моторику. Познакомить детей с буквой Ь, мягкий знак не обозначает звука, но смягчает предыдущий согласный звук; учить детей писать мягкий знак в рабочей тетради. Познакомить детей с буквой Я, определить их место в Городе букв; учить детей писать звуковой диктант с помощью символов и букв. Продолжать знакомить детей с буквой Я, определить их место в Городе букв; учить детей писать звуковой диктант с помощью символов и букв. Познакомить детей с буквой Ю и научить их зрительно узнавать. Закрепить знания о звуках [а], [о]; учить детей распознавать эти звуки на слух; развивать устную речь детей, их логическое мышление, умение анализировать. Продолжать знакомить детей с буквой Ю и научить их зрительно узнавать; развивать устную речь детей, их логическое мышление, умение анализировать. Познакомить детей с буквой Ё и найти их место в Городе букв, учить зрительно узнавать изученные буквы; продолжить работу по написанию звукового диктанта; учить слитно читать гласные. Познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпически правильного, 25 апрель 1 неделя осознанного и выразительного чтения; развивать фонематический слух, внимание. 57. Звук [э]. Буква Э. 1 2 неделя 58. Звуки[ц]. Буква Ц. 1 3 неделя 59. Звук [щ]. Буква Щ. 1 4 неделя 60. Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф. 1 61. Схема предложения. 1 2 неделя 62. Алфавит. 1 3 неделя 63. Парные звуки. май 1 неделя согласные 1 Познакомить детей с буквой Э, научить читать слова с данной буквой; формировать навыки орфоэпически правильного, выразительного и осознанного чтения; продолжить работу над развитием связной, литературной речи. Познакомить детей с буквой Ц, научить читать слова с данной буквой; формировать навыки орфоэпически правильного, выразительного и осознанного чтения; продолжить работу над развитием связной, литературной речи; воспитывать любовь к животным, научить читать слова с данной буквой. Познакомить детей с буквой Щ, сочетаниями ЩА, ЩУ, научить читать слоги и слова с данной буквой и сочетаниями; формировать навыки орфоэпически правильного чтения; учить пользоваться правилом правописания сочетаний ЩА, ЩУ при письме; развивать фонематический слух, внимание, научить читать слоги и слова с данной буквой и сочетаниями. Познакомить детей с буквой Ф, научить узнавать ее зрительно; формировать навыки правильного и осознанного чтения; развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги и ставить ударение; воспитывать уважение к людям в военной форме; расширять представление детей о профессиях людей. Продолжать учить детей составлять схему предложения; развивать внимание, мелкую моторику. Закрепить понятие «алфавит». Повторить все буквы, изученные за год. Развивать умение анализировать. Продолжать закреплять знания детей о парных согласных, умении делить слова на слоги, ставить ударение, записывать слоговой диктант; развивать навык выразительного чтения, фонематический 26 4 неделя слух, внимание, память, мышление Обследование детей в индивидуальной форме или по подгруппам 3-5 человек. 64. Обследование детей на 1 конец года. ВСЕГО 64 ч Приложение 2. Диагностика 1 год обучения. 1.Умеет самостоятельно составлять по образцу рассказы из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок. 2. Умеет сочинять концовки к сказкам. 3. Умеет последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. 4. Умеет согласовывать прилагательные с существительными, подбирать к существительному несколько прилагательных. 5. Умеет заменять слово другим со сходным значением. 6. Умеет определять место звука в слове. Критерии №п/п И.Ф.ребенка Формирование Связная Грамматический Звуковая словаря речь строй речи культура Итог речи Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 27 Формирование словаря, связная речь. Дидактические игры, упражнения, вопросы 1. Предложить ребенку сюжетные картинки из серии «Семья». 2. Сказки Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» и «Волшебный барабан». 3. Сказка К. Д. Ушинского «Бишка» или любое литературное произведение, неизвестное ребенку Содержание диагностического задания 1. Вопросы по содержанию картинки: -Кто нарисован на картинке, чужие люди или родственники? - Как можно назвать их вместе, одним словом? - Назови членов семьи, изображенных на картинке. - Что делает семья на этой картинке, трудится или отдыхает? Задание: расскажи о своей семье, назови имена членов семьи, профессию (взрослых) и занятия детей, какие обязанности и какую работу выполняют дома члены семьи. 2. Ребенка знакомят с основной частью сказки, а он придумывает разные концовки. 3. Ребенок слушает и пересказывает сказку Критерии оценки 3 балла — ребенок составляет рассказ о семье из личного опыта, употребляя сложные предложения разных видов. Придумывает концовки к незнакомым литературным произведениям. Последовательно пересказывает литературное произведение без помощи взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристику персонажей. Пользуется прямой и косвенной речью. 2 балла - рассказывает по сюжетной картинке, редко употребляя сложные предложения. С помощью дополнительных примеров воспитателя ребенок подбирает концовку. Пересказывает литературный текст с опорой на иллюстрации. Не пользуется прямой и косвенной речью. 1 балл - ребенок затрудняется рассказать по картинке и из личного опыта. Затрудняется в придумывании концовок к сказкам, даже при помощи воспитателя. Делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует отдельные эпизоды Грамматический строй речи Дидактические игры, упражнения, вопросы 1. Упражнение «Какой? Какая? Какое?» 28 Материал: предметные картинки: лимон, яблоко, елка и другие. 2. Игра «Как сказать по-другому?» Содержание диагностического задания Ребенок рассматривает картинки, называет предметы и отвечает на вопросы: Лимон - какой? (Желтый, сочный, кислый.) Яблоко - какое? (Красное, круглое, вкусное.) Елка - какая? (Высокая, зеленая, колючая.) Задание: Об одном и том же можно сказать разными, но похожими словами. Такие слова называют близкими по смыслу или словами-«приятелями». Придумай слова«приятели» к следующим словам: 1. Метель (вьюга, буран, пурга). 2. Смешной (забавный, потешный, комичный). 3. Грустный (невеселый, печальный). 4. Торопиться (спешить) Критерии оценки 3 балла - ребенок без затруднений подбирает ко всем существительным по 2-3 и более прилагательных, заменяет слово другим со сходным значением. 2 балла - ребенок затрудняется в подборе прилагательных, называет к каждому существительному не более одного прилагательного. В подборе синонимов требуется дополнительная инструкция (примеры), подбирает не более 1-2 синонимов. 1 балл - ребенок не может подобрать правильно прилагательные и синонимы к заданным словам Звуковая культура речи Дидактические игры, упражнения, вопросы 1.Дидактическая игра «Определи место звука в слове». Материал: предметные картинки с изображением мальчика, арбуза, рябины, танка, абрикоса и др. (или любые другие, но чтобы один и тот же звук был в начале, в середине и в конце слова). 2. Дидактическая игра «Подбери слово с заданным звуком» Содержание диагностического задания 1. Ребенок рассматривает предметные картинки и раскладывает их так, чтобы в одной стопке оказались слова со звуком [а] в начале, в другой - со звуком [а] в середине слова. - Почему остались лишние картинки? (Ребенок должен сказать, что осталась картинка с изображением рябины, т. к. звук [а] не стоит ни в начале слова, ни в середине.) 29 Задание: Придумай слово на любой заданный звук, например: звук [м]. Придумай слово, чтобы заданный звук был в середине (в конце) слова Критерии оценки 3 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в слове. 2 балла - ребенок без ошибок определяет место звука в начале слова, допускает ошибки при определении звука в середине или в конце слова. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок Высокий уровень – 10 - 12 баллов; Средний уровень – 7 - 9 баллов; Низкий уровень – 4 -6 балла Приложение 3. Диагностика 2 год обучения. Эталон развития речи ребенка. 1.Участвует в коллективном разговоре: задает вопросы, отвечает на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывает о факте, событии, явлении. 2. Доброжелателен с собеседниками, говорит спокойно, не повышая голоса. 3. В общении с взрослыми и сверстниками пользуется формулами словесной вежливости. 4. Употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. 5. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определят место звука в слове. 6. Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия. Критерии №п/п И.Ф.ребенка Формирование Связная Грамматический Звуковая словаря речь строй речи культура Итог речи Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г Н.г К.г 1. 1 2 2 2 2 2 1 2 6 8 2. 2 3 2 3 3 3 2 3 9 12 3. 2 2 2 2 2 2 2 2 8 8 30 4. 2 2 2 2 2 2 2 2 8 8 5. 3 3 3 3 3 3 3 3 12 12 6. 2 3 2 3 2 3 2 3 8 12 7. 2 2 2 2 2 2 2 2 8 8 8. 3 3 3 3 3 3 3 3 12 12 9. 2 2 2 2 2 2 2 2 8 8 10. 2 2 2 2 2 2 2 2 8 8 11. 2 3 2 2 2 2 2 3 8 10 12. 2 3 2 3 2 3 3 3 10 12 13. 2 2 2 2 2 2 2 2 8 8 14. 2 2 2 2 2 2 2 2 8 8 15. 2 2 2 2 2 2 1 2 7 8 Высокий уровень – 10 - 12 баллов; Средний уровень – 7 - 9 баллов; Низкий уровень – 4 -6 балла 31 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)