Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение № 29 «Звездочка» города Калуги (МБДОУ № 29 г. Калуги) Принята: Утверждена: Педагогическим советом Протокол от 31.08.2022 г. № 1 Приказ от «31» 08. 2022 г. № 81-ОД МБДОУ № 29 г. Калуги Дополнительная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко…» направленность социально – гуманитарная возраст обучающихся 5-6 лет срок реализации 1 год Калуга, 2022 г. 1 Составитель/разработчик программы воспитатель: Ястребова Ю.В., соответствие занимаемой должности, педагогический стаж 14 лет Программа проверена и направлена на рассмотрение педагогическим советом: старшим воспитателем Кальяновой Е. А. 2 №п/п 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2.1. 2.2. 2.3. 3. 4. Содержание Страницы 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка 4 Цели и задачи ДОП 7 Содержание ДОП 8 Планируемые результаты освоения ДОП 10 2. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации ДОП 12 Формы педагогической диагностики 12 (мониторинга) Методические материалы 12 Список литературы 15 Приложения 3 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Актуальность. Общение — процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. В младшем возрасте общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Одной из важнейших идей программы является идея мира и ненасилия в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т. е. духовному слою, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества. Содержание предполагаемых разделов программы предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения, социального взаимодействия. В программе особое внимание уделяется установлению взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемым. Исходя из выше изложенного, предлагаемая Программа не только поможет дошкольникам овладеть средствами коммуникации, понять то, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь, но и поможет сформировать у дошкольника чувства безопасности и доверия к окружающему миру – к людям и всевозможным предметам, к миру живой природы. Программа «Обучение по курсу «Азбука общения»» реализует дополнительную социально – гуманитарную направленность. Реализуемая программа строится на принципе личностноразвивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Социальными заказчиками деятельности кружка «Азбука общения» являются родители воспитанников. Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей: • Речевое развитие детей Отличительные особенности. Новизна данной Программы состоит в том, что основным методом программы является метод теории развивающего обучения – метод сопереживания ситуации. Цель проведения занятий – создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми. Метод сопереживания рассчитан на использование способности не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребёнком. Адресат ДОП. Кружок «Азбука общения» рассчитан на детей от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В кружок принимаются желающие воспитанники по заявлению родителей. Возрастные особенности обучающихся. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношении детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в 4 качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона, грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Объем ДОП, срок освоения. Программа рассчитана на 1 год обучения. Первый год обучения - 32 занятия в год, Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений. Время занятия: 5-6 лет - 20 минут Данная программа реализовывается в очной форме обучения. Формы занятий – подгрупповая. Тип занятий – комбинированный. Формы и методы реализации программы: Развивающие игр (игры – драматизации, сюжетно – ролевые и др;) Игровые упражнения (подражательно – исполнительского и творческого характера); 5 Этюды; Импровизации; Наблюдения, прогулки, экскурсии; Рассматривание рисунков и фотографий; моделирование и тематическое рисование; Лепка; Чтение художественных произведений; Рассказ педагога и рассказы детей; Сочинение историй; Беседы; Мини – конкурсы, игры – соревнования; Методы работы с детьми Словесные. Наглядные. Практические. Метод сопереживания ситуации; 6 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: Формирование у детей 5-6 лет социальных контактов и развитие способности к совместным действиям в быту и игровой деятельности. Задачи: 1. Формировать умение понимать себя и умению «быть в мире с собой». 2. Воспитывать интерес к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям. 3. Развивать у детей навык общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на ненасильственную модель поведения. 4. Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой). 5. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. 6. Формировать терпимость к мнению собеседника. 7. Развивать творческие способности и воображение в процессе коммуникативной деятельности. 8. Развивать активность, самостоятельность, организаторские способности ребенка в процессе коммуникативной деятельности. 7 1.3. Содержание программы. Содержание программы кружка «Азбука общения»» включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по дополнительному направлению - социально-гуманитарному. Интеграция образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Образовательная область Физическое развитие Интеграция Развитие морально-волевых качеств и эмоциональнойсферы ребенка. Формирование основ безопасности жизнедеятельности. Использование физминуток, пальчиковых, подвижныхигр и других упражнений. Познавательное развитие Формирование целостной картины мира и расширениекругозора в части представлений о себе, семье, государстве, мире. Анализ поведения людей в сложных жизненных ситуациях. Использование дидактических игр. Развитие свободного общения с взрослыми и сверстниками. Соблюдение элементарных общепринятыхнорм и правил поведения о время общения. Использование словесных игр, чтение художественных произведений для формирования первичных ценностныхпредставлений о себе и окружающем мире. Стимулирование к овладению ребенком словеснойречью. Приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и вкуса у детей. Использование музыкальных и художественных произведений, иллюстраций, фото и видео материалов. Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Разделы программы. Раздел «Мир познания» Дети узнают, чем человек отличается от животных и растений; - научатся чувствовать природу, которая может определять наше настроение и поведение; - научатся подражать характерным жестам, движениям, осанке, позе, эмоциональным реакциямживотных и видеть их аналоги в человеческом поведении. Дети получат навыки: - правильно определять времена года; - уметь наблюдать за животными, играть с ними и заботиться о них; - определять по позе, эмоциям настроение животных; - уметь наблюдать за растениями и ухаживать за ними. Эффективность. Полученные знания позволят подвести детей к пониманию того, как важно любить окружающую природу, чувствовать ее, заботиться о ней, учиться у нее доброте, чуткости, бескорыстию, сформируют умение переносить все хорошее из природы в общение с людьми. 8 Раздел «Языки общения» Дети узнают, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, рот, нос, руки; - научатся эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственныечувства; - получат знания о возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций. Дети получат навыки: - узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение, эмоциональное состояниесобеседника; - правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства; - по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего собеседника; - соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении. Эффективность. Полученные знания дадут ребенку первоначальные представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации, а также познакомят ребенка с тем, как можно видеть и понимать себя и других в процессе общения. Раздел «Тайна моего «Я» Дети должны уметь различать свои индивидуальные особенности (внешность, походка, пол); - описывать свои желания и чувства; - осознавать свои собственные мышечные и эмоциональные ощущения; - передавать свои чувства, желания, черты характера средствами пантомимики. Дети получат навыки: - понимания своего «Я», своей индивидуальности; - умения радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению; - понимания установки «нельзя» и «надо»; - навыки самостоятельности. Эффективность. Полученные знания позволят ребенку подойти к пониманию собственного «Я» и научиться оценивать свои поступки, а на их основе различать по выразительным средствам общения и эмоции и чувства других детей и взрослых. Раздел «Этот странный взрослый мир» Дети усвоят основы нравственности во взаимоотношениях с родителями, а также снезнакомыми взрослыми людьми; - научатся видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых людей в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине); - начнут формировать умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общиминтересам. Дети получат навыки: - понимать основы взаимоотношений с родителями, другими родными и близкими людьми; - проявлять заботу и добрые чувства к своим близким. Эффективность. Полученные знания позволят воспитывать в ребенке добрые и искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье; помогут научить ребенка ценить хорошие отношения и получать радость от общения с родными и близкими, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь. Раздел «Как мы видим друг друга» Дети овладеют знаниями о существовании и значении индивидуальных особенностей своих сверстников, - научаться эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а так же выражать собственные чувства. Дети получат навыки: - научаться выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты, оказать помощь друг другу в игре и совместной деятельности, разовьют 9 Эффективность. Полеченные знания позволят сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок, воспитание потребности в общении со сверстниками. Раздел «Фантазия характеров Дети научаться понимать хорошие и плохие поступки, понятия «честно» - нечестно», «справедливо несправедливо», «правильно-неправильно», представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек; представление о добре и зле в поведении окружающих. Эффективность. Полученные знания позволят овладеть навыками правильного поведения, доброжелательного отношения к сверстникам. Раздел «Умение владеть собой» Дети овладеют игровыми приемами произвольного расслабления; - научатся сосредоточиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать нанее; - контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми; - принимать верные решения в различных жизненных ситуациях; - научатся осознавать и бороться с отрицательными чертами своего характера. Дети получат навыки: - сосредоточиваться и удерживать внимание в течение заданного времени; - оценивать и (при необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с окружающими людьми; - преодолевать отрицательные черты своего характера. Раздел «Культура общения» (этикет) Дети овладеют навыком правильного использования волшебных слов, освоят навык высказывать свои мысли, вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, не обижая и не унижая партнера, в том числе по телефону. Эффективность . Сформируется умение давать оценку поступкам, привычкам в различных жизненных ситуациях. Раздел «Мальчик и девочка» Ребёнок получит представление о женственности и мужественность, представление о внешности и манере держаться представителей разного пола. Эффективность .Освоение умением обращать внимание и следить за своим внешним видом. Овладение игровыми приемами, воспитание желания нести радость другим. Планируемые результаты освоения ДОП По окончании реализации программы предполагается, что дети станут более раскрепощенными, у них сформируются первоначальные умения решать простейшие конфликтные ситуации, оценивая не только чужие поступки, но и свои, считаясь с мнениями и взглядами окружающих, сопереживать детям и взрослым. Целевые ориентиры: 1. Интегративное качество «Физически развитый», овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: - сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности; - самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. 2. Интегративное качество «Любознательный»: - принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, - откликается на эмоции близких людей и друзей; - сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов; - эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. 10 Интегративное качество «Уверенный в себе»: - адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, - знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи; - может рассказать о своем родном городе, назвать его; - имеет представления о Республике Коми и своей стране (о флагах, гербе, гимне). 4. Интегративное качество «Волевые усилия»: - способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, - способен управлять своим поведением, соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения. 5. Интегративное качество «Самостоятельный, инициативный»: - может самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности; - может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; - способен предложить собственный замысел и воплотить его. 6. Интегративное качество «Интересующийся»: - умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, - сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности, - принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Таким образом, ребенок должен знать: - разные части тела и их назначение, соотносить себя с определенным полом; - отличительные особенности животных и птиц; - элементарные правила поведения в ДОУ, магазине, транспорте и т.д. - «волшебные» слова («здравствуй, до свидания, спасибо, пожалуйста, прости» и др.), - эмоции «веселый, грустный, сердитый, испуганный, удивленный и др.». - показать и рассказать о частях тела человека, отличительных особенностях животных и птиц, - соблюдать элементарные правила поведения в самостоятельной деятельности и демонстрировать правила поведения в общественных местах, во время игровой деятельности, - использовать вежливые слова в процессе общения; - выражать свою симпатию к близким людям, добрым делам и поступкам, - демонстрировать разные эмоции и узнавать эмоциональное состояние других (людей, персонажей знакомых сказок). Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики. 3. 11 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Условия реализации программы Перечень оборудования кабинета: классная доска, столы и стулья для обучающихся, стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов. МР-3 проигрыватель, ноутбук, проектор, мультимедийные презентации, листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, художественная литература, иллюстрации с изображениями эмоций, иллюстрации картин, фотографии, плакаты. 2.2. Форма педагогической диагностики Диагностическими средствами оценки программы дополнительного образования «Обучение по курсу «Азбука общения»» являются 1. Диагностические задания по методике Л.П. Стрелковой «Развитие эмоциональной сферы ребенка». 2. Методика «Кактус». Диагностические исследования проводятся 2 раза в год: • перед началом занятий по Программе (сентябрь), с целью определить уровень личностных особенностей каждого ребенка, который поможет педагогу реализовать индивидуальный подход к детям во время коррекции имеющихся социально-эмоциональных проблем; • в конце учебного года (август), с целью получить информацию об изменениях личностных характеристик, составляющих понятие индивидуальности и о своеобразии формирования навыков общения у каждого из детей. Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников. Результаты уровня развития детей к концу каждого года даны на минимальном уровне (в соответствии с возрастными возможностями детей. Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы. Мониторинг проводится два раза в год (октябрь, май). Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в форме итоговых игровых занятий конец года) Мониторинг — постоянное наблюдение за познавательной деятельностью ребенка с целью выявления его соответствия желаемому результату (освоения Программы) или первоначальным предположениям. Система мониторинга представляет собой набор апробированных диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития. Она обеспечиваеткомплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоенияПрограммы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и в случае необходимости принимать необходимые меры по устранению отставания восвоении программного материала, предупреждать неуспеваемость детей. Система мониторинга должна быть тесно связана с Программой, обеспечивать объективность и точность получаемых данных в оптимальные сроки; не приводить к переутомлению детей и не нарушать ход познавательного процесса. 2.3 Методические материалы В основу организации образовательного процесса определен календарно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Все это обеспечивает единство воспитательных, раз- 12 вивающих и обучающих задач в непрерывной образовательной и самостоятельной деятельности детей, которые педагог дополнительного образования решает при помощи современного методического обеспечения. Программа состоит из девяти разделов работы с детьми. Обозначены названия тем и содержание работы. Основы разделов практических занятий по формированию навыков общения у детей 5-7 являются базисными. Однако содержание этих разделов соответствует особенностям психологического развития детского дошкольного возраста Методическое обеспечение реализации дополнительной программы «Азбука общения» представлено в таблице: Направленность программы Формирование коммуникативных навыков Методические пособия Наглядно-дидактические пособия 1. Шипицына Л.М. 1. Набор фотографий «Азбука общения: Развитие «Эмоции». личности ребенка, навыков общения с взрослыми и 2 - 4. Серия «Беседы по сверстниками» картинкам», автор Фесю2. Панина С.М. кова Л.Б.: «Духовно-нравственное «Воспитываем сказкой», становление дошкольников» «Я и мое поведение», 3. Пашкевич Т.Д. «Чувства. Эмоции». «Социальноэмоциональное развитие детей 3-7 лет» 4. Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3 -7 лет» 5. Николаева С.О. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» 6. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» 7. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников» Демонстрационный материал: -картины В. Поленова, А Остроухова «Золотая осень», иллюстрация картин К. Юона «Конец зимы. Полдень», А. Грицая «Последний снег»; -народные костюмы, декорации, куклы для кукольного представления; -пособие «Дерево эмоций», картины с изображением людей разных эмоциональных -состояний; -картины с изображением города, людей, транспорта; -сюжетные картины с изображением людей разных профессий; -куклы, мягкие игрушки; - Н.С. Серия картин «Дикие животные»; 13 -плакаты «Правила дорожного движения»; -русские народные сказки (репродукции). - видеозаписи мультфильмов; - аудиозаписи детских песен, релаксационной музыки, классической музыки; - карточки с изображениями различных эмоций, портреты людей, рисунки и фотографии животных; - карточки с изображениями сказочных героев; - листы с контурами для дорисовывания; - диагностический инструментарий для изучения результатов обучения. Раздаточный материал: - шапочки животных, маски животных; - набор картинок «Овощи фрукты», набор картинок «Времена года», набор картинок «Дикие и домашние животные», набор картинок «Природные явления»; -пиктограммы эмоций, пособие «Логические цепочки», логические блоки Дъенеша; - карточки к игре «Что из чего»; «Чудесный мешочек» с фруктами (яблоко, апельсин, банан….); -карточки с изображением различных бытовых сценок, принадлежности для рисования, линейка, фотографии из семейного альбома, контуры для выполнения рисунков. Художественная литература 1. Венгер А. « Цвета радуги». 2. Волгина Т. « Два друга». 3. Викторов В. «Дружат дети всей земли». 4. Гамзатов Р. « Дедушкин портрет». 5. Зернова Р. « Как Антон полюбил ходить в детский сад». 6. Загадки о домашних и диких животных и птица. 7. .Квитко Л. « Два друга». 8. Костецкий К. «Самое дорогое», « В дни отдыха». 9. Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо». 10. Осеева «Три товарища». 11. Пермяк Е. «Про нос и язык». 12. Стихи о цветах. Выгодская О. «Одуванчик». Трутнева Е. « Колокольчик». 13. Сказка «Умей обождать». 14. Сказки терапевтические Хухлаева О.В.,Хухлаев О.Е. «Лабиринт души». 15. Стихи о маме. Тангрыкулиев К. «Про маму», В. Руссу «Моя мама», Костецкий К. «Все начинается с мамы», Мазнин И. «Простое слово». 16. Трутнева Е. « Наша бабушка». 17. Толстой Л. « Два товарища». 18.Чуковский К. « Доктор Айболит», « Путаница». 19. .Юдина Е. « Вот такой малыш». Формы организации занятий: Основные формы организации занятий: развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.) - упражнения (подражательно- исполнительского и творческого характера) -этюды -импровизация -наблюдения -рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий -моделирование и анализ заданных ситуаций -свободное и тематическое рисование -лепка -чтение художественных произведений 14 -рассказ педагога и рассказы детей - сочинение историй -беседы - мини - конкурсы, игры-соревнования -имитационные игры - психогимнастика -примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке Педагогические технологии: коммуникативные технологии обучения, здоровьесберегающие технологии. Алгоритм занятия: каждое занятие содержит в себе следующие этапы: Организационный этап. Создание эмоционального настроя в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей. Мотивационный этап. Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий, выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме. Практический этап. Подача новой информации на основе имеющихся данных. Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей. Обработка полученных навыков на практике. Рефлексивный этап. Обобщение полученных знаний. Подведение итогов занятия. 3. Используемая литература 1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стѐркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –СПб: ООО «Детство-Пресс», 2012. 2. Баринова Е.В. Безопасность малышей: улица, транспорт, дорога: пособие для детских садов и школ раннего развития – Ростов н/Д:Феникс, 2014. 3. Диагностика готовности ребенка к школе /Н.Е.Вераксы – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. 4. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с. 5. Жучкова Г. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 6. Логинова Л. 365 уроков безопасности. – М.: Рольф, 2000. 7. Меремьянина О.Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия - Волгоград: Учитель, 2013. 8. Минаева В. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: АРКТИ, 1999. 9. Николаева С. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Учебно-методическое пособие. – М., ВЛАДОС, 2001. 10. Панина С.М. Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты НОД –Волгоград: Учитель, 2016. 11. Пашкевич Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет: совместная деятельность, развивающие занятия – Волгоград: Учитель, 2012. 12. Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий - Волгоград: Учитель, 2014. 13. Шипицына Л., Защиринская О., Воронова А., Нилова Т. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство-Пресс», Санкт-Петербург,1998. 15 Приложение 1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы Графическая методика «Кактус» друг от друга. Демонстративность, открытость – выступающие отростки в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность – зигзаги по контуру или внутри кактуса. При проведении диагностики испытуемому выдаются лист белой бумаги А4 и простой карандаш. Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объясненияне допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространство, расположение, размер рисунка, характеристика линий, нажим. Кроме того, учитываются показатели специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный); характеристика иголок (размер, расположение, количество). В рисунках может проявиться следующие качества испытуемых: Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные Оптимизм – «радостные кактусы» Тревога – темные цвета, внутренняя штриховка. Женственность – украшение, цветы, мягкие линии и формы. Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность – на рисунке изображен один кактус. Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка, изображениекомнатного растения. Наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы. Агрессия – наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга. 16 Демонстративность, открытость – выступающие отростки в кактусе, вычурность форм. Скрытность, осторожность – зигзаги по контуру или внутри кактуса. Оптимизм – «радостные кактусы» Тревога – темные цвета, внутренняя штриховка. Женственность – украшение, цветы, мягкие линии и формы. Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность – на рисунке изображен один кактус. Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка, изображениекомнатного растения. Наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы. Диагностические задания Л.П. Стрелковой 1. Изучение особенностей использования детьми мимики пантомимики при демонстрации заданной эмоции. Ребенку предлагается продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика(девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения. Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначаютзнаком «+» в соответствующей графе таблицы. Ф.И. Веселый Печальный Испуганный Сер Удивленный ребенка дит ый М П М П М П М П М П М – мимика П – пантомимика 2. Изучение выразительности речи. Ребенку предлагается произносить фразу «Вот это погода» радостно, грустно, удивленно, испуганно, сердито.Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы. Ф.И. Радостно Грустно Испуганно Сердито Удивле нно ребенка 3. Изучение детьми графического изображения эмоций. 17 Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их поодной с вопросом «Какое это лицо?». Ответы детей записывают в таблицу. Ф.И. ребенка Радость Грусть Страх Гнев Удивление 4. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей. Что почувствует человек, если у него пропадает любимая собака? Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка, на предыдущий вопрос. Ответы заносятся в таблицу. Ф. И. ребенка Ответы ребенка 5. Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (За 1 раз дети рисуют 2-3 эмоции) Детям помогают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывают: интерес, удивление, удовольствие, стыд,страх, злобу, горе, радость. (Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величинуизображения, использование цвета). 6. Ребенку предлагается ответить на вопросы: Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками? Что почувствует человек, если у него пропадает любимая собака? Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка, на предыдущий вопрос. Ответы заносятся в таблицу. Ф. И. ребенка Ответы ребенка 7. Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (За 1 раз дети рисуют 2-3 эмоции) Детям помогают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывают: интерес, удивление, удовольствие, стыд,страх, злобу, горе, радость. (Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величинуизображения, использование цвета 18 Приложение 2 Планирование занятий по ДОП «Азбука общения» № пп Наименование темы Всего часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. Введение в программу Знакомство. Установление контакта. Диагностика Мир познания 1 Времена года (общение с природой) Мой ласковый и нежный зверь (общение с животными) Мои зеленые друзья (общение с растениями) Языки общения Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки) Язык жестов и движений 1 1 Язык чувств (наши эмоции) Тайна моего «Я» Кто такой «Я» (мой автопортрет) Я сам (ощущение собственной значимости) Я хочу (мои чувства и желания) Этот странный взрослый мир Никого роднее мамы в целом мире нет (общение с самыми близкими) Дружная семья 1 3 1 1 1 4 1 Уважение к старшим 1 На улице (поведение и общение в транспорте) Как мы видим друг друга Я и другой: мы разные Дружба (давай никогда не ссориться) День рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе) Мы улыбаемся Фантазия характеров Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и плохие поступки) Давай никогда не ссориться Дурные привычки (отношение к вредным привычкам) 1 4 1 1 1 3 1 3 1 1 1 1 3 1 1 1 19 7. 8. 9. Умение владеть собой 4 Умей расслабиться Будь внимателен (развитие внимательности) 1 1 Как поступить? (умей контролировать свои поступки) Не хочу быть плохим (формирование понятий «нельзя, «надо») Культура общения Секрет волшебных слов (приветствие, благодарность) Давай поговорим. Напишите мне письмо (знакомство с письменным общением) Мальчик и девочка Внешность (внешний облик) Маленькие рыцари и дамы Дружба мальчиков и девочек (культура общения полов) Играем вместе 1 Диагностика Итого 1 32 1 3 1 1 1 2 1 1 1 20 Перспективно-календарный план сентябрь педагогическая диагностика. Цель: Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей, корректировка содержания программы. Дата 1-я нед. октября 2-я нед. октября Тема, Интеграция образовательных областей Цель, задачи (программное содержание) «Мир познания». Развитие у детей способ«Единство с приро- ности видеть и оценивать дой». сезонные изменения в при«Времена года» роде, понимать и ценить красоту родной природы, способствует развитию желания рассказывать о своих впечатлениях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы. «Мой ласковый и Развивать в детях желание нежный зверь» проявлять заботу о домашних животных, учить различать эмоциональные переживания на примере животных, поощрять желания и потребности в общении с представителями животного мира, сопереживании или проявлении доброты, чуткости Формы организации, методы работы - Беседа о красоте всех времен года. - Тематические загадки. - Тематические этюды. - Д/и «Какое время года изобра- жено накартине». - Этюд «Изменение дерева с изменением времени года» (пантомима). Организация развивающей среды(дидактический материал, пособия) Иллюстрации с изображениемвремен года. Сборник загадок «Времена года». «Игровые упражнения по экологии». Молодова стр.16-21. Развивать в детях желание проявлять заботу о домашних животных, учить различать эмоциональные переживания на примере животных, поощрять желания и потребности в общении с представителями животного мира, сопереживании илипроявлении доброты, чуткости 21 3-я нед. октября 4-я нед. октября 1-я нед. ноября Дополнить и закрепить представления детей о том, «Мои откуда зеленые появляются растения, где они друзья» живут и чем питаются. Обучить способности понимать и любить красоту окружающего мира, бережно относиться к растениям, понимать значение растительного мира для состояния человека, его настроения, самочувствия. «Мои умные Занятие направлено на обучепомощники» ние детей способности понимать и оценивать роль наших «умных помощников» - органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, в двигательной и эмоциональной сферах «Язык жестов и Занятие направлено на обучедвижений» ние детей различать определённыеэмоциональные состояния окружающих взрослых людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений. - Просмотр м/ф про одуванчик. - Игра «Знаешь ли ты овощи?»(определение на вкус). - Игра - драматизация «Сказка сон». - Беседа «Кто они такие – зелёныедрузья?» - Чтение рассказа Е. Пермяка «про нос и язык». - Д/и «Посылки от обезьянки». - Игра-имитация «Послушай и угадай». - Изготовление аппликации или рисование на тему стихотворенияА. Венгер «Цвета радуги». - Подведение итогов. - Игра на внимание «Ухо, нос, глаз и т.д.» - Игра-импровизация «Кто лучшепокажет позу». - Этюд «Грязь». - Этюд «Вкусные конфеты». - Игра-импровизация по отрывкурассказа «Цветик-Семицветик» «Северный полюс». - Беседа «Знакомимся с мимикой и пантомимикой». Иллюстрации с цветами, м/ф. «Азбука общения», стр.10. Настоящие фрукты, овощи (для пробы на вкус), краски, альбом. «Азбука общения», стр. 170. «Азбука общения»стр. 180-181. 22 2 –я нед. ноября 3-я нед. ноября «Язык чувств» Учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способом разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики. Кто такой «Я». Занятие позволяет научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности; передавать свои чувства, желания, черты характера средствами мимики и пантомимики. В результате полученных знаний у детей должны быть выработаны навыки понимания собственного «Я», своей индивидуальности. - Дискуссия с детьми. - Чтение рассказа В.Осеевой «Отомстила». - Поведенческий тренинг. - Игра «Падающая башня». - Рисование «Дерево радости»(коллективное). - Прослушивание с подпеванием песни «Пусть падают капли». - Д/и «Мой портрет». - Игра-драматизация. - Творческая игра «Угадай, кто это». - Упражнение на мимику и «Волшебная книга» для записи добрых дел. Краски, ватман. С.И. Семенака «Уроки добра»стр.58-62. «Азбука общения»,стр.188. жестикуляцию «Кто здесь кто?». - Упражнение «Кто я?». 23 4-я нед. ноября «Я сам» 1-я нед. декабря 2 –я нед. декабря Занятие развивает умение ви- - Беседа – «Я маленький, мне рабодеть и понимать значимость тать рано». своего «я» в жизни, воспи- - Стихотворение «Всегда найдётся тывает чувство собствен- дело для умелых рук». ного достоинства – человек - Рассказ воспитателя «Как воспизначим в труде, учит оценитывали детей на Руси в давние вать свои поступки и чувства. времена». - Потешки о труде. - Пальчиковая гимнастика. - Пословицы и поговорки о труде. «Я хочу» Дать детям возможность по- Беседа «Народная мудрость». - Сказка «Лень да Отеть». нимать и уметь высказываться, оценивать своё поведе- - Делаем вывод из народной мудрости. ние и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций. «Никого род- Занятие направлено на вос- - Предварительная работа – чтение нее мамы в це- питание у детей чувства глубо- рассказа В. Артюховой «Трудный лом мире нет». кой любви и привязанности к вечер». самому близкому и родному - Беседа по тексту. человеку, выражению внима- - Занятие «Чем можно порадовать ния и сочувствия к маминой за- маму?». боте обо всех членах семьи. - Игра-драматизация «Найди Обучение на мамином примере свою маму». умению общаться с другими - Этюд «Любящий сын». взрослыми членами семьи и - Этюд «Маме улыбаемся». детьми. М/ф «Пирожок». С.Ю. Николаева, «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками»стр.2 1. С.О. Николаева (занятия по культуре поведения с дошкольника-ми и младшими школьниками, стр.13). Щипицына, Воронова «Азбука общения». 24 3-я нед. декабря «Дружная семья» Формировать осознанное отношение к соблюдениютребований взрослых (родителей); побуждать к проявлению сопереживания детям и родителям, переживаемых трудные ситуации. - Беседа со светлячком о близких. - Вопросы. - Проигрывание проблемной ситуа- Рассказ Л. Толстого «Косточка». - Упражнение «Закончи предложе- С.И. Семенака «Учимся сочувствовать и сопереживать», стр. 19. ции. ние». - Ролевая гимнастика. - Поведенческий тренинг. - Упражнение «Сердце на память». 4-я нед. декабря «Уважение к старшим» «На улице» 2-я нед. января 3-я нед. января «Я и другой» Расширить представление детей об отношении к пожилым людям; воспитывать уважение и побуждать к проявлению сочувствия; вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам. - Беседа «Наши бабушки и дедушки». - Чтение стихотворения С.Капутикян «Моя бабушка». - Диагностика отношения детей к пожилым людям. - Вопросы по тексту. - Обсуждение и проигрываниепроблемной ситуации. - Первое письмо (советы светлячка). - Игра «Бабушка Маланья». Занятие направлено на развитие у детей способности воспринимать реальный мир города, улицы; правильного поведения в общественных местах и транспорте, учить умению речевого общения в модельной ситуации. Занятие по данной теме призвано формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, учить общаться со сверстниками. - Беседа по теме. - Рассматривание проблемной ситуации. - Чтение стихотворения «В авто- бусе»Е.Карганова. - Рассказ «Коля очень спешил». - Перечислить правила, которые нарушил Коля. - Чтение сказки «Федя и волшебный ключик». - Работа над вопросами по тексту. - Тематическая беседа. - М/ф «Дом, который построили все» - Упражнение «Что не так?». С.И. Семенака «Учимся сочувствовать и сопереживать» стр.21. С.О. Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками» стр.4951. Т.А. Шорыгина «Общительные сказки» стр.248-249. 25 4-я нед. января 1-я нед. февраля 2-я нед. февраля «Дружба» Занятие по данной теме при- - Звучит песня «Ссора», муз. ФельцС.О. Николаева звано формировать у детей манаслова Танича. «Занятия по культуре понятия «друг», - Тематические вопросы. поведения», стр.41 «дружба», учить детей ви- Стихотворение «Настоящий друг». деть, понимать, оценивать - Упр. «Расскажи о своем друге». чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. «День рождения» Развивать потребность в про- - Беседа «Почему у Светлячка хороС.И. Семенака явлении гуманных чувств к шеенастроение». «Учимся сопереживать сверстнику, побуждать - Упражнение «Пожелание товаи сочувствовать»стр.38. детей быть вниматель- рищу в день его рождения». ными к близким, учить заме- - Тематическая проблемная ситуация. чать их переживания иожи- - Игра «Подарки друг другу». дания, знакомить с прави- Упражнение «Подари движение». лами гостеприимства, вырабатывать умение дарить подарки и красивые словесные поздравления «Мы улыбаемся» Познакомить детей с понятием Познакомить детей с понятием - Диагностика настрое«настроение», и его проявле- «настроение», и его проявлением улю- ния. Упражнение «Волнием у людей, показать в до- дей, показать в доступной форме из- шебный мешочек». ступной форме изменчивость менчивость настроения, учить пони- Упр. «Расскажи о своем настроения, учить понимать мать настроение другого человека, по- настроении». настроение другого человека, знакомить со способами управления и - Стимульный текст. познакомить со способами регуляции настроения, диагностиро- Работа с вопросами по управления и регуляции вать эмоциональное состояние детей. тексту. настроения, диагностировать эмоциональное состояние детей. 26 3-я нед. февраля 4-я нед. февраля 1-я нед. марта «Что такое хорошо и что такое плохо». Занятие направлено на обучение детей умению анализировать конфликтные ситуации, развитие эмоциональной устойчивости в ситуациях с проявлением агрессии, формирование адекватной формы поведения, умению снимать эмоциональное напряжение - Игровая ситуация «У нас в Веер-настроение. гостях Антошка.» С.И. Семенака - Прослушивание песенки «Уроки добра», старухи Шапокляк. стр.55, занятие 15 - Беседа по тексту песни. - Тренинг «Характер и эмоции». - Анализ конфликтной ситуации междустарушкой и другими героями мультфильма. Упражнение «Покажи свое настроение» «Давай никогда не Учить анализировать по- - Игровая мотивация «Волшебная «Волшебная тарессориться» ступки, находить причину тарелочка, где дети и воспитатель лочка с изображением конфликта; дифференцировать обнаруживают изображение двух де- двух девочек», м/ф противоположные эмоциовочек. «Чебурашка». нальные переживания: друже- - Чтение стихотворения любие и враждебность. «Поссорились». Знакомить детей с конструк- - Рассмотрение проблемной ситуативными способами решения ции, из-за чего конфликт. конфликтных ситуаций, спо- - Тренинг эмоций. собствовать их усвоению и беседа по стимульному тексту «Ссора Наташи и Лены». «Дурные Занятие направлено на С.И. Семенака привычки» формирование у детей пред- - Беседа «Какие бывают привычки». «Уроки добра», стр. ставления о плохих привыч- - М/ф «Тайна желтого куста» (о 34-37. ках, воспитания желания сле- вредекурения) М/ф «Тайна дить засвоим внешним - Упражнение «Привычки и последжелтого куста», К. видом, представление о страхе ствия»(курит – плохое здоровье; не Чуковский «Федоумывается – грязный). и путях его преодоления. Этюд «На стуле» («Азбука общения», рино горе». «Азбука общения», стр. стр. 306). 299 27 2-я нед. марта 3-я нед. марта 4-я нед. марта «Умей расслабиться» Упражнять в регуляции своего эмоционального состояния. Познакомить со всеми способами выражения отрицательных и положительных эмоций, и управления ими. - Рисование с помощью цветных Альбом, краски, илклякс. люстрации с видами настроения. - Выставка полученных картин. С.И.Семенака. - Покажи с помощью мимики и пан«Уроки добра»,с. 19 томимики, что изображено на картине. - Упражнения «Улыбнись», «Разозлись». - Игра «Жужа». Набор предметов Упражнение-тренинг «Волшебник «Будь внимателен» Занятие направлено на - Беседа «Нужно ли для игры, ознакомление и закрепление быть внимательаудиозапись пезнаний правил безопасности ным?». сенки. Т.А. Шона дороге и других жизненных - Упражнение «Придумай ситурыгина «Остоситуациях, развитие инстинкта ацию-результат невнимания». рожныесказки». самосохранения, внимания, - Чтение сказки «Марта и Чики». умения находить решения в Вопросы, сопровождающие текст. сложившихся проблемных ситуациях, отвечать на заданные вопросы, четко выражая свое мнение. «Как поступить» Закреплять умение детей - Проблемная ситуация «Уроки добра» С.И. Сеуправлять своими эмоциями «Антошкино наказание». менака, стр. 62-65. в конфликтных ситуациях, - Чтение стихотворения «Доброта». продолжать знакомить со - Дискуссия по тексту. способами разрешения кон- - Упражнение «Добрый», «Злой». фликта, снятия напряжения, Тренинг эмоций формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения 28 1-я нед. апреля «Не хочу быть плохим» 2-я нед. «Секрет волшебапреля ных слов». 3-я нед. «Давай поговоапреля рим» Способствовать появлению желания контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми, закреплению навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Занятие по данной теме направлено на раскрытие значения вежливых слов, формирование у детей представлений и потребности в доброжелательном отношении при общении с окружающими. - Антошкины проблемы. - Советы от ребят. - Тренинг «Как избежать наказания?». - Антошкины рассказы «Мальчик, который сам себя наказал». Дискуссия по рассказу - Д/и «У нас в гостях кукла Таня». - Игра с мячом «Скажи волшебное слово». - Игра-упражнение «Пожалуйста». - Упражнение «Подбери слова к стихам»(«Мама знала слов немало…», «Дядя Саша огорчён…» А. Яшин, стр. 338). Занятие по данной теме при- - Сочиняем сказку «Где живут звано развивать у детей уме- добрыеслова?». ние вежливо общаться друг с другом и с окружающими - Разыгрывание ситуаций (4 ситуации, взрослыми, вестидиалог, вни- стр. 345). мательно слушать и слышать - Игра-инсценировка «Доброе слово лесверстников. чит, а худое калечит». Альбом, краски, кисти. С.И. Семенака «Уроки добра», стр. 68-70. «Азбука общения», Щипицына, Воронова, стр. 332. Д/з: Заучивание четверостишья. Работа в группе: беседа по стихотворению С. Погореловой «Вот, кто вежливый у нас…». 29 4-я нед. «Напиши мне апреля письмо» Занятие формирует навыки письменного общения: о возможности передачи различных чувств в письме, настроения, пожелания; создаёт предпосылки для грамотного письменного общения. - Коллективное придумывание сказки «Волшебное письмо». «Раздумье». Этюд «Азбука общения», стр. 361. - Письмо, написанное без букв с содержанием ласковым, тёплым для мамы, грустное письмо. - Для чего пишут родственникам и дру- 1-я нед. мая «Мальчики и девочки». «Внешность» зьям (предварительная работа дома). Дать детям представление о - Д/и «Мальчик или девочка». женственности и мужественности, внешности и манере - Д/и «Кто что носит». держаться, соответствуя полу, отметить основные - Беседа «Наши причёски». черты характера - Чтения стихотворения «Короткая стрижка». - Мини-конкурс «Модница». Иллюстрации с изображением мальчиков и девочек, м/ф, атрибуты к конкурсу «Модница». «Азбука общения», стр.368. - Просмотр отрывка из м/ф «Про зайца Коську». 2-я нед. мая «Маленькие рыцари и дамы» Совершенствовать культуру общения между мальчиками и девочками (мальчики – заботливое отношение к девочкам; девочки – видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, выражать благодарность за проявление внимания), оказание помощи - Беседа «Кто они такие – рыцари и дамы?». - Игра-соревнование «Рыцарский турнир». - П/и «Цветы и пчёлки». - Упражнение «Закончи ситуацию» 30 друг другу в игре и совместной деятельности, следить за внешним видом (причёской, одеждой, чистотой лица, рук). 3-я нед. мая 4-я нед. мая «Дружба мальчиков и девочек» «Играем вместе» Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек; формировать представление о дружбе. Дать представление о культуре и психологии общения между полами, учить уважать мнение партнёров противоположного пола. - Выяснение спонтанных представле- «Воспитательный ний. Когда девочки не нравятся маль- диалог». чикам, а когда наоборот. - Песня Шаинского «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки». - Беседа «Нужно ли дружить мальчикам с девочками?». - П/и «Моргалки». - Упражнение «Предложите подружиться». 31 32