ГОРОДСКАЯ УПРАВА ГОРОДА КАЛУГИ Управление образования города Калуги Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 29 «Звездочка» города Калуги СОГЛАСОВАНА коллегией управления образования города Калуги (протокол от «30» января 2024 г. № 1) УТВЕРЖДЕНА приказом МБДОУ № 29 г. Калуги от «30» января 2024 г. № 06/01-ОД ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 29 «Звездочка» города Калуги на 2024 – 2028 гг. г. Калуга 2023 г. Разделы 1. Оглавление Паспорт программы развития. 2. Проблемно-ориентированный анализ. 3. 4. Основные направления стратегических образовательного учреждения. Основные меры правового регулирования. 5. Ожидаемые результаты реализации программы развития. 6. Механизм управленческого сопровождения реализации программы развития. План реализации программных мероприятий, обеспечивающих развитие образовательного учреждения. 7. Страницы 3 9 изменений 17 22 23 25 31 2 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Наименование Программы Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 29 «Звездочка» города Калуги (далее - Программа) Основания для • Конвенция о правах ребенка; разработки Программы • Конституция Российской Федерации; развития • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; • Государственная программа Калужской области от 29.06.2018 N 387 «Развитие образования в Калужской области»; • Постановление Городской Управы города Калуги № 16650-пи от 09.12.2014г. «Об утверждении порядка согласования Программ развития муниципальных образовательных учреждений муниципального образования «Город Калуга»» Разработчики Совет Учреждения Программы Участники Программы Педагогический коллектив учреждения, воспитанники, родительская общественность, социальные партнеры Цель Программы Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, посредством использования современных образовательных технологий. Задачи Программы 1. Обогатить РППС средствами обучения и воспитания по направлению финансовой грамотности. 2. Повысить компетенции педагогических кадров в организации образовательной деятельности по вопросам финансовой грамотности, посредством использования современных образовательных технологий. 3. Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников через интеграцию разнообразных видов деятельности. 4. Совершенствовать взаимодействие с семьей по вопросам финансовой грамотности, посредством использования ИКТ-технологий и цифровых образовательных ресурсов. 5. Способствовать развитию партнерских отношений с финансовыми и образовательными учреждениями города в целях процесса освоения финансовой грамотности. Сроки и этапы Программа развития будет реализована в три этапа: реализации Программы I этап (подготовительный) – январь – май 2024г. развития II этап (основной) – июнь 2024г. – август 2028г. III этап (заключительный) – сентябрь – декабрь 2028г. 3 Целевые показатели • увеличение доли (%) детей освоивших основы (индикаторы финансовой грамотности; Программы развития) • увеличение доли (%) детей, участвующих в творческих и интеллектуальных конкурсах различного уровня по вопросам финансовой грамотности; • доля (%) педагогов, владеющих и использующих в образовательной деятельности для формирования финансовой грамотности современные технологии (проектные, игровые, ИКТ, квест); • увеличение доли (%) педагогов, участвующих в методических мероприятиях и профессиональных конкурсах разного уровня; • увеличение доли (%) педагогов, прошедших аттестацию на присвоение квалификационной категории, в том числе по тематике формирования финансовой грамотности; • увеличение количества единиц дидактических средств; • количество единиц приобретенного оборудования; • увеличения доли (%) мероприятий с использованием ИКТ- технологий и ЦОР; • увеличение доли (%) родителей, вовлеченных в различные формы взаимодействия с ДОУ по вопросам формирования основ финансовой грамотности; • количество реализуемых совместных мероприятий с социальными партнёрами. 4 Ожидаемые результаты • обогащена РППС средствами образования и воспитания по вопросам финансовой грамотности, для чего выделены зоны: информационная (произведения художественной литературы экономического содержания); - занимательно-экономическая (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.); -∙деятельностно-игровая (дидактические игры, предметыигрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.); - оформлены тематические коллекции: «Монеты», «Купюры», «Кошельки», «Банковские карты», «Копилки» и т.д. - создан «Мультзал» с подборкой мультфильмов по формированию финансовой грамотности («Уроки тетушки Совы»), видеороликов. • педагоги ДОУ повысят компетенции в организации образовательной деятельности по вопросам финансовой грамотности; • педагоги ДОУ освоят технологии: проектные, игровые, ИКТ, квест, развивающие основные компетенции финансовой грамотности; • произойдет рост личностных достижений педагогов, отраженный в результатах аттестации педагогических кадров; • у детей будут сформированы через интеграцию образовательных областей первоначальные представления о финансовой грамотности понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, и т.д.); • родители станут активными участниками мероприятий, проводимых в ДОУ, в том числе по формированию финансовой грамотности; • при организации взаимодействия с семьей педагоги используют следующие ИКТ- технологии и ЦОР: - сотовая связь (СФЕРУМ); - сайт детского сада и мини сайты педагогов; - редакционно-издательская деятельность: электронная газета; - электронная консалтинговая служба (электронная почта); - медиатека; - электронная рекламная деятельность; - использование личной веб-страницы; - дистанционные консультации; - средства мультимедии, мультимедийные презентации. - информационные источники, содержащие графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, - папки – передвижки, ширмы, лэпбуки, разработанные в различных компьютерных программах (Microsoft Office, PowerPoint, Microsoft Office, Publisher); - видеоролики по финансовой грамотности; • Создан банк цифровых образовательных ресурсов, состоящий из педагогических проектов, кейсов, презентаций 5 по финансовой грамотности. • Создан образовательный кейс «Копилка педагога» по направлению финансовая грамотность; Информационная справка о дошкольной образовательной организации (ДОО) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 29 «Звездочка» города Калуги расположено по адресу: 248003, г. Калуга, ул. Никитина, д.133Б. Здание детского сада построено по типовому проекту в 1959 году. 5. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 29 "Звездочка" города Калуги МБДОУ № 29 г. Калуги. сокращенное название Учредитель Муниципальное образование «Город Калуга» Городская управа города Калуга Юридический адрес, 248003, г. Калуга, ул. Никитина, д. 133Б телефон Тел. (4842) 22-01-05 Адрес электронной почты и e-mail: dou_29@adm.kaluga.ru сайта ДОО http://ds029.kaluga.ru/ Официальный сайт http://ds029.kaluga.ru/ 6. 7. Тип учреждения Устав 8. Лицензия 9. Режим работы 1. 2. 3. 4. Полное наименование ДОО, Бюджетное. Действующий Устав детского сада утвержден постановлением. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности: регистрационный № Л035-01224-40/00374182 от 12.05.2015 г. Срок действия: бессрочно. Выдана: министерством образования и науки Калужской области. 12-часовое пребывание воспитанников при 5-ти дневной рабочей неделе с 7.00 до 19.00. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. В настоящее время в учреждении функционирует 7 групп полного дня - 12 часов пребывания, из них: • 1 группа детей раннего возраста, • 6 групп детей дошкольного возраста. Группы формируются в соответствии с возрастными характеристиками воспитанников и социальным запросом родителей. Предельная наполняемость групп раннего возраста, групп общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста устанавливается в соответствии с нормативами, определенными законодательством Российской Федерации в области образования. Комплектование групп осуществляется детьми от 2 до 7 лет по возрастному принципу. Материально-техническая база. Здание детского сада построено по типовому проекту, является отдельно стоящим двухэтажным. В нём имеется центральное отопление, вода, канализация; оснащено системой видеонаблюдения, пожарной сигнализацией, тревожной сигнализацией. Имеются: пищеблок, прачечная, медицинский блок, которые укомплектованы современным оборудованием; кабинет заведующего, методический кабинет, логопедический кабинет, кабинет психолога, 6 музыкальныq зал, физкультурный зал, 8 групповых комнат. Территория детского сада огорожена, озеленена различными видами деревьев и кустарников, имеются клумбы и цветники. На территории учреждения размещены 8 участков со стационарным игровым оборудованием, оборудованная спортивная площадка. В ДОУ организована логопедическая помощь старшим дошкольникам в виде индивидуальных занятий на логопункте. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста логопедическая помощь оказывается в форме консультирования родителей (законных представителей) воспитанников. Кадровая характеристика. На момент написания программы развития общее количество педагогических работников – 12 человек (1 старший воспитатель, 9 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, 1 учительлогопед). Укомплектованность кадрами: • воспитателями – на 71% (вакансии: 5 воспитателей, 1 педагог-психолог); • младшими воспитателями – на 50% (4 вакансии); Образование: высшее образование – 6 человек (50%), средне-специальное – 6 человек (50 %). Квалификационная категория: высшая – 1 человек (8%), 1 категория – 1 человек (8%), соответствие занимаемой должности – 10 человек (84 %). Награждение: Почетная грамота МБДОУ – 3 человека, Благодарственное письмо управления образования города Калуги – 2 человека, Почетная грамота управления образования города Калуги – 2 человека, Почетная грамота Министерства образования и науки - 1 человек. Участие педагогов и воспитанников в конкурсах: 2018-19 гг.: Конкурс-выставка творческих работ педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Калуги «Все грани прекрасного». (Воспитатель: Мищук И.В.) Всероссийский конкурс «Возродим Русь святую» (воспитатель: Ястребова Ю.В. - Победитель.). 2019-20 гг.: Всероссийский творческий конкурс-фестиваль педагогических работников «Виват, таланты!» (воспитатель Степченкова Н.В.); XXII конкурс-фестиваль «Лучики надежды-2019», в номинации «Зажигающий сердца» (музыкальный руководитель Власова Л.В.). 2020-21 гг.: Открытый конкурс творческих работ «Волшебные предметы в русских народных сказках» (воспитатель: Ястребова Ю.В.); Международный конкурс детского рисунка Toyota «Автомобиль мечты» (воспитатель: Ястребова Ю.В.); Открытый всероссийский интеллектуальный турнир способностей «РостОК-SuperУм» старшая группа (воспитатель: Ястребова Ю.В.); Открытый всероссийский интеллектуальный турнир способностей «РостОК-UnikУм» младшая группа (все 3 этапа) (воспитатели: Казакова В.Л., Локтешова С.В. - Победители); Открытый конкурс «Трудно птицам зимовать» в рамках конкурсно-игровой программы «В гостях у бабушки Арины. Зиновий-синичкин» (воспитатель: Ястребова Ю.В.); 7 Всероссийский творческий фотоконкурс «Краски лета» (воспитатель Степченкова Н.В., Победитель – 1 воспитанник). 2021-22 гг.: Конкурс пожарной безопасности «Огонь – опасная игра" (воспитатель: Ястребова Ю.В.); «Азбука дорожного движения» (воспитатель Казакова В.Л., 6 воспитанников); Открытый всероссийский интеллектуальный турнир способностей «РостОК-SuperУм» подготовительная к школе группа (воспитатель: Ястребова Ю.В.); «Великая Победа» (воспитатель Казакова В.Л., 4 воспитанника); Конкурс-выставка творческих работ педагогических работников «Все грани прекрасного» (воспитатель: Мищук И.В., 4 воспитанника, Степченкова Н.В.); Всероссийский конкурс чтецов «Лишь слову жизнь дана…» (воспитатель: Степченкова Н.В., 1 воспитанник); Всероссийский творческий конкурс «Мой любимый город» (воспитатель: Степченкова Н.В., 1 воспитанник); Всероссийское тестирование «ПедЭксперт Май 2021» (воспитатель Степченкова Н.В.). Содержание образовательного процесса в МБДОУ выстроено в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ № 29 г. Калуги, разработанной в соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО. Качество освоения ООП ОО «Социально-коммуникативное развитие» - 70 %, ОО «Познавательное развитие» - 70 %, ОО «Речевое развитие» - 69 %, ОО «Художественноэстетическое развитие» - 70 %, ОО «Физическое развитие» - 72 %. Средний показатель – 70 %. 8 2. ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ. Программа развития МБДОУ № 29 г. Калуги посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – формированию предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни. С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком. В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам. Федеральная образовательная программа (ФОП) также ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Одной из составляющей общей культуры личности: экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных житейских ситуациях, творчески действовать, а значит - строить новую жизнь более организованно, разумно, интересно. Формирование основ финансовой грамотности нужно начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт. Вместе с тем, нет сомнения в том, что в результате систематической, целенаправленной работы по формированию у детей предпосылок финансовой деятельности у ребёнка могут быть сформированы выше обозначенные качества. 9 Исходя из вышеизложенного, можно без преувеличения утверждать, что финансовая грамотность – одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений. Для определения цели и задач был проведён SWOT-анализ по заявленной теме, который способствовал выявлению сильных и слабых сторон деятельности и возможностей образовательной среды ДОО, по результатам которого стало возможным оценить обладает ли организация внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющие возможности и противостоять рискам и какие внутренние проблемы требуют скорейшего устранения. 10 Оценка актуального состояния внутреннего потенциала ДОО Сильная сторона Образовательный процесс в детском саду в группах общеобразовательной направленности выстроен в соответствии с основной образовательной программой. Стабильные результаты реализации ООП ДО. Познавательная, социальнокоммуникативная направленность развития ребенка имеет положительную динамику. Материальная база ДОО обеспечивает решение задач по основным направлениям работы дошкольного учреждения. Оценка перспектив развития ДОО в соответствии с изменениями внешнего изменения Слабая сторона Благоприятные возможности Риски Недостаточное внимание Применение современных подходов к Недостаточная уделяется формированию формированию предпосылок профессиональная предпосылок финансовой финансовой грамотности. компетентность педагогов. грамотности и использованию при этом современных Повышение качества образовательной Снижение возможностей технологий (проектных, ИКТ, деятельности за счет эффективного для формирования квест). использования современных предпосылок финансовой педагогических технологий и грамотности. Не используется ведущий формирование ОФГ через интеграцию принцип включения содержания программы в основных формирования ОФГ у видах деятельности дошкольников. воспитанников в образовательную деятельность Установление эффективного через интеграцию содержания партнёрства между всеми участниками программы в основных видах образовательного процесса в вопросах деятельности дошкольников. экономического развития детей и для финансово-экономического образования детей, направленное на воспитание у ребенка бережливости, сформированности деловых качеств личности, рационального поведения в отношении простых обменных операций, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире. Недостаточное оснащение Создание условий для развития Отсутствие желания у цифровой образовательной современной образовательной среды педагогов пользоваться среды; методическое оснащения ДОО, направленной на решение задач имеющимися ресурсами. образовательной деятельности экономического развития детей за счет по финансовой грамотности пополнения оборудованием. требует пополнения. 11 Групповые комнаты соответствуют требованиям санитарной службы, оформлены с учётом возрастных особенностей детей, удовлетворения интересов воспитанников. Создание в группах центров экономического содержания. Пополнение программнометодического материала: сценарии, конспекты, наглядно – дидактические материалы (тетради, плакаты, схемы, картины и т.д.) дидактические, настольно – печатные игры, презентации, видеоролики, электронные игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм и другое. Потребность в поиске инновационных подходов и технологий в образовательном процессе. Имеющиеся условия для стабильной работы педагогического коллектива в режиме инновационного развития и использовании современных технологий (проектная, игровая, ИКТ, квест). Достаточный профессиональный Педагоги недостаточно уровень педагогов. мотивированы на работу в инновационном режиме, Накоплен практический опыт наличие молодых специалистов образовательной деятельности - без опыта работы или с реализуется система повышения маленьким опытом работы, квалификации педагогических бессистемность и работников. Все педагоги прошли эпизодичность использования курсы по направлению педагогами современных финансовая грамотность. технологий в образовательном процессе. Создаются распространения Небольшое количество формированию педагогов распространяют свой грамотности. опыт работы. Инертность педагогов, дефицит времени. Частичное включение в деятельность по обновлению и развитию образовательного процесса. Слабая база технического обеспечения. условия для ППО по финансовой 44% педагогов активно участвуют в профессиональных и творческих конкурсах. Положительный опыт участия в Психологическая неготовность Поддержка лучших практик, Недостаточная городских профессиональных и пассивность педагогов к популяризация инновационной нацеленность на конкурсах разного уровня, деятельности. формирование финансовой 12 городских методических публикации опыта за рамками мероприятиях, проводимых на базе ДОО. ДОО. На сегодняшний день нет обобщенного опыта работы по формированию финансовой грамотности грамотности разнообразные работы. через формы 13 Наличие необходимого программного материала для образовательной деятельности: Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Примерная парциальная программа дошкольного образования дошкольного образования для детей 5-7 лет. Банк России, Министерство образования и науки РФ. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская для детей 5-7 лет Осознанный запрос родителей на спектр и качество предоставляемых услуг. В ДОО организовано дополнительное образование дошкольников. Функционируют кружки: «АБВГДейка», «Занимательная логика» Недостаточно методического Пополнение методического обеспечения для реализации обеспечения. Программ по финансовой грамотности. Имеющиеся ресурсы для разработки перспективного Нет Программы для работы с плана для детей младшего детьми младшего и среднего дошкольного возраста. дошкольного возраста. Возможны затруднения педагогов в разработке перспективного плана для детей младшего дошкольного возраста. Охват детей, посещающих Готовность педагогов к Недостаточное дополнительные решению обозначенной финансирование. образовательные услуги, проблемы. составляет 15%. Расширение спектра Наличие нереализованного дополнительных запроса родителей (законных образовательных услуг. представителей), на дополнительное образование Создание кружка «В мире детей. финансов» Нет кружков по формированию предпосылок финансовой грамотности. 14 Родители воспитанников настроены на Недостаточная эффективность в позитивное взаимодействие с педагогами. выборе педагогами форм и методов взаимодействия с Проводится комплексное анкетирование родителями, отсутствие родителей по выявлению потребностей в «обратной» связи. образовательных услугах. Организуются Недостаточная готовность и совместные мероприятия с участием включенность родителей в родителей, смотры-конкурсы совместных образовательный процесс, работ детей и родителей. снижение общего уровня культуры участников образовательных отношений. Осуществление поиска эффективных путей взаимодействия (индивидуально ориентированных) с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу развития детей, используя наряду с живым общением (безусловно, приоритетным), современные ИКТ-технологии, ЦОР, (дистанционное Проводятся разовые взаимодействие). Внедрение мероприятия, не выстроена новых форм работы с семьёй, в система работы. том числе, с использованием интернет-пространства и Родители не всегда посещают мобильных приложений. мероприятия из-за чрезмерной загруженности. Потребительское отношение части родителей к дошкольному учреждению. Низкий процент участия родителей в совместных мероприятиях, проектной деятельности. Недостаточно используются ИКТ технологии и ЦОР в процессе взаимодействия с родителями. 15 Педагоги ДОО открыты к контакту с Недостаточная эффективность социальными партнёрами. работы с потенциальными партнёрами ближайшего Социальные партнёры и участники социально-культурного образовательных отношений имеют окружения. возможность участвовать в образовательном процессе. Недостаточно полно реализуются планы взаимодействия ДОО и социума, не оформлены договоры с Банком России. При взаимодействии со школой не уделяется внимание формированию финансовой грамотности. Опыт партнёрского Временные дефициты, взаимодействия с социальным проблемы единства окружением. ожиданий от совместной работы. Реализация совместных планов работы через обновление форм взаимосотрудничества демонстрирование ДОО открытой позиции к взаимовыгодному сотрудничеству. Заключение договоров с Банком России. Включение в план работы со школой мероприятий, направленных на формирование финансовой грамотности. Взаимодействие с НСП «Планета», являющейся опорной площадкой формированию финансовой грамотности. 16 2.2. Рейтинг преимуществ и проблем, значимых для реализации Программы развития Преимущества: • • • • • достаточный профессиональный уровень педагогов и потенциал их развития; все педагоги прошли курсовую подготовку по Программе: «Финансовая грамотность»; опыт участия педагогов в конкурсах разного уровня; наличие программ по формированию предпосылок финансовой грамотности; положительный опыт взаимодействия с родителями. Проблемы: • отсутствие интегрированного подхода к содержанию по формированию предпосылок финансовой грамотности; • отсутствие Программы для детей младшего дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности; • РППС по формированию предпосылок финансовой грамотности требует пополнения; • бессистемность и эпизодичность использования педагогами в образовательном процессе современных образовательных технологий; • не в полной мере используется образовательный потенциал социума; • недостаточная включенность родителей в мероприятия, направленные на создание условий, способствующих формированию предпосылок финансовой грамотности; • инертная система взаимодействия дошкольного учреждения с социумом. Вывод: полученные в результате анализа данные свидетельствуют о том, что в ДОУ имеются возможности для реализации данного направления и нацеливают на необходимость выявления резервов для формирования предпосылок финансовой грамотности. Кроме того, очевидна необходимость наработки программно-методических и дидактических материалов по данному направлению. После проведения проблемно-ориентированного анализа более чётко представляются преимущества и недостатки в работе ДОО. Это позволяет выбрать оптимальный выбор направлений управленческих решений, избежать или ослабить риски, наиболее эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы. 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством Просвещения РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО), введение профессиональных стандартов обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Важнейшая задача образования сегодня – воспитывать новое поколение людей, обладающих культурой финансового поведения, умеющих грамотно управлять финансами. Ключевые ориентиры определены в таких нормативно-правовых документах как: 1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 08 декабря 2011 года № 2227-р). 2. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года № 2039-р). 17 3. Концепция создания международного финансового центра РФ была одобрена Правительством РФ 05 февраля 2009 года. Решение проблемы повышения качества финансово-экономического образования населения в современных условиях возможно при условии последовательной государственной политики и координации усилий всех социальных институтов в области образования. Дошкольное учреждение – это первая ступень в цепочке социальных институтов, которое должно оказать помощь будущему гражданину страны в адаптации к современным экономическим условиям, и облегчить вхождение в школьную и взрослую жизнь с самых ранних лет. Современный ребенок способен понять, что такое деньги, их ценность, назначение, потому что рано включается в экономическую жизнь семьи и овладевает финансово-экономической информацией на житейском уровне. Если взрослые вовремя не объяснят ребенку, что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложиться об этой теме собственное мнение. После четырех лет ребенка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения. Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов, предпосылок финансовой грамотности. Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи), деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать «7 раз отмерь, 1 раз отрежь»), трудолюбия (качество, когда ребёнок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет своё отношение к этой деятельности), здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения. Ведущим принципом включения экономического воспитания в образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной. Деятельность ребенка дошкольного возраста, являясь основой интеграции, способна объединять разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта (новое знание, рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др.), в создание которого включены воспитатели, дети и родители (законные представители). В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным, а особенно педагог, преподающий этот курс воспитанникам и их родителям. В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали 18 чрезвычайно актуальными для развития нашей страны. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей. Поэтому необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения, в том числе и детей дошкольного возраста. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает педагогам привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Таким образом, исходя из актуальности данного направления, возникла необходимость пересмотра и обновления механизма деятельности, создания определённых условий для развития дошкольного учреждения в новом ключе. Цель Программы развития: Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, посредством использования современных образовательных технологий. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1. Обогатить РППС средствами обучения и воспитания по направлению финансовой грамотности. 2. Повысить компетенции педагогических кадров в организации образовательной деятельности по вопросам финансовой грамотности, посредством использования современных образовательных технологий. 3. Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников через интеграцию разнообразных видов деятельности. 4. Совершенствовать взаимодействие с семьей по вопросам финансовой грамотности, посредством использования ИКТ- технологий и цифровых образовательных ресурсов. 5. Способствовать развитию партнерских отношений с финансовыми и образовательными учреждениями города в целях процесса освоения финансовой грамотности. Для реализации цели и задач Программы развития нами были определены направления стратегических изменений дошкольного учреждения. Изменения будут проходить по следующим основным направлениям: - обогащение РППС: предметно-пространственная экономическая среда должна включать предметы, отражающие содержание различных сфер экономики (производственнотехнологическую, юридическую, товарно-денежную, нравственно-этическую и др.). В соответствии с этим можно выделить зоны: - информационную (произведения художественной литературы экономического содержания); - занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.); -∙деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.). Предусмотрено создание коллекций: монеты, купюры, кошельки, банковские карты, копилки и т.д.; «Мультзала» с подборкой мультфильмов по формированию финансовой грамотности («Уроки тетушки Совы»), видеороликов - совершенствование профессиональных компетенций педагогов в организации образовательного процесса, направленного на развитие у детей предпосылок финансовой грамотности: мероприятия по развитию точек роста в области компетенций педагогов, знакомство с методами и технологиями (проектные, игровые, ИКТ, квесты), способствующими экономическому образованию детей. Повышение профессионального мастерства педагогов будет проводиться через ознакомление использования современных форм и методов работы по формированию финансовой грамотности дошкольников через семинары-практикумы, мастерклассы, методические недели, марафоны педагогических практик, деловые игры, брифинги и т.д. 19 - формирование финансовой грамотности будет проходить через интеграцию основных видов деятельности дошкольников. Например: Социально-коммуникативное развитие: предпосылки финансовой грамотности решаются активно в рамках нравственно-трудового воспитания. Это, конечно же, и знакомство детей с новыми профессиями, и формирование у них понятия о качестве труда, особенно в момент зарабатывания денег. (купцы, брак, качественный товар и т.д.); Познавательное развитие: в процессе изучения разделов ФЭМП предусматривается ознакомление детей: с денежными знаками и единицами; подведение детей к элементарному пониманию покупательской силы денежных знаков; знакомство с ценами некоторых вещей; определение количественного состава числа не только из двух, но и из нескольких меньших чисел (на денежных знаках); обучение счету до 20 и показ образования чисел второго десятка (при помощи монет)и т.д. Речевое развитие: обогащение словаря (деньги, экономия, сбережения и пр.), сказки с экономическим подтекстом и т.д. Большой блок будет отведен формированию у детей представления о рекламе, ее назначении, выработке рационального отношения к совершению покупки; Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь; - разработка перспективного плана по формированию основ финансовой грамотности для детей младшего дошкольного возраста; - корректировка комплексно-тематическое планирование с учетом разработанных методических продуктов с учетом интеграции финансовой грамотности в другие виды деятельности (См. выше); При организации работы с детьми кроме традиционных форм будут использоваться: квесты, викторины, интеллектуальные игры, занятия-путешествия и т.д.; - организация разных форм взаимодействия детского сада и семьи для повышения родительской компетентности в вопросах формирования предпосылок финансовой грамотности и вовлечение их в совместные мероприятия: при организации взаимодействия с семьей будут использованы следующие ИКТ- технологии: • сотовая связь (СФЕРУМ); • сайт детского сада и мини сайты педагогов; • редакционно-издательская деятельность: электронная газета; • электронная консалтинговая служба; (электронная почта); • создание медиатеки; • электронная рекламная деятельность; • использование личной веб-страницы; • дистанционные консультации; • использование средств мультимедии, мультимедийные презентации. А также цифровые образовательные ресурсы: • Использование информационных источников, содержащих графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию; • Оформление папок-передвижек, ширм, лэпбуков, разработанных в различных компьютерных программах (Microsoft Office, PowerPoint, Microsoft Office, Publisher); • Создание видеороликов; - создание условий для профессионального обмена опытом педагогов ДОУ, педагогов опорного учреждения, учителей начальной школы по вопросу формирования финансовой грамотности: Серия мероприятий со школой: круглый стол «Взаимосвязь ДОУ и школы вопросам формирования финансовой грамотности», взаимопосещение мероприятий. Проведение 20 совместных мероприятий с банком. Обмен опытом с опорной площадкой по финансовой грамотности МБДОУ «Детство» НСП «Планета. В результате реализации Программы развития в ДОО будет реализованы 2 проекта: «ПРОфинансы», где ПРО - профессиональное, развивающее обучение и «ФинансыSOS», где SOS –сотрудничество организации с социумом: • проект «ПРОфинансы» направлен на создание условий для реализации образовательных возможностей детей и запросов родителей посредством создания РППС по формированию финансовой грамотности, повышения профессионального мастерства педагогов; • проект «ФинансыSOS» направлен на повышение компетентности родителей, удовлетворенности качеством образовательного процесса, организации сотрудничества с социумом по вопросам финансовой грамотности. Новизна проектов заключается: - в целенаправленном повышении профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования; - в адаптировании образовательного контента по обучению детей дошкольного возраста основам финансовой грамотности, который даёт знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем; - в осуществлении интегрированного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности. Основные принципы, которыми будем руководствоваться, выстраивая деятельность ДОО при реализации проектов: - принцип системности - целостный подход, взаимодействие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка; - принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик; - принцип доступности материала, предлагаемый воспитателем материал должен быть доступен и понятен детям, соответствовать возрасту; - принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей; - принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития; - принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого; - принцип взаимодействия с организациями, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям; - принцип сотрудничества с семьей: реализация Федеральной образовательной программы предусматривает оказание психолого-педагогической, методической помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей раннего и дошкольного возраста, построение продуктивного взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью создания единого/общего пространства развития ребёнка. Образ будущего учреждения. Исходя из вышесказанного, образ будущего ДОО будет выглядеть следующим образом: • обогащена РППС предметами, отражающие содержание различных сфер экономики, в группах выделены зоны: - информационная (произведения художественной литературы экономического содержания); - занимательно-экономическая (кроссворды, лабиринты, головоломки, 21 экономические задачи, ребусы и др.); - деятельностно-игровая; • педагоги используют современные технологии, в том числе проектные, ИКТ, квест; • разработан перспективный план по формированию основ финансовой грамотности для детей младшего дошкольного возраста; • у детей сформированы через интеграцию образовательных областей первоначальные представления о финансовой грамотности понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность и т.д.); • у родителей дошкольного учреждения сформированы первичные предпосылки понятия финансовой грамотности; • родители являются активными участниками всех проводимых в ДОУ мероприятий, взаимодействие родителей (законных представителей) и педагогов будет строится с использованием ИКТ- технологий и цифровых образовательных ресурсов; • расширилось количество социальных партнёров за счет взаимодействия со школами (углубленно работающими по данному направлению), финансовыми организациями и опорным учреждением. 4. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. Правовое регулирование в сфере реализации программы, направленное на достижение цели и задач Программы, реализацию мероприятий Программы развития, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». К основным мерам правового регулирования, направленным на выполнение мероприятий Программы развития, относится разработка и принятие, в случае необходимости, локальных нормативных правовых актов Учреждения. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы развития № 1. 2. 3. 4. 5. Вид Основные положения нормативного Ожидаемые нормативно правового акта сроки -правового принятия акта Приказ О разработке Программы развития Май, 2023 г. МБДОУ № 29 г. Калуги О создании рабочей группы по разработке Программы развития Приказ О назначении руководителей проектов Январь, 2024г. Положение О Совете Учреждения, о Совете Январь родителей, о творческой группе 2024г. Приказ Об утверждении Программы развития Май , 2024г. образовательной организации Приказ О проведении мониторинга реализации Программы развития: - подготовительный этап, - основной этап, Ежегодно - заключительный этап. Ответственный исполнитель и соисполнители Заведующий Заведующий Заведующий Заведующий Заведующий 22 6. Приказ Об итогах реализации Программы 2028г. развития и разработке новой Программы развития на 2028-2032г.г. Заведующий 5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. Реализация программы позволит: Обогатить РППС средствами образования и воспитания по вопросам финансовой грамотности, выделив следующие зоны: - информационную (произведения художественной литературы экономического содержания); - занимательно-экономическую (кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы и др.); -∙деятельностно-игровую (дидактические игры, предметы-игрушки для организации сюжетно-ролевых игр, таких как «Банк», «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и др.). - оформить тематические коллекции: «Монеты», «Купюры», «Кошельки», «Банковские карты», «Копилки» и т.д. - создать «Мультзал» с подборкой мультфильмов по формированию финансовой грамотности («Уроки тетушки Совы»), видеороликов • Педагоги ДОУ повысят компетенции в организации образовательной деятельности по вопросам финансовой грамотности. • Педагоги ДОУ освоят технологии: проектные, игровые, ИКТ, квест, развивающие основные компетенции финансовой грамотности. • Увеличить рост личностных достижений педагогов, отраженный в результатах аттестации педагогических кадров. • Сформировать у детей через интеграцию образовательных областей первоначальные представления о финансовой грамотности понимание взаимосвязи между экономическими и этическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность и т.д.). • Родителям стать активными участниками мероприятий, проводимых в ДОУ, в том числе по формированию финансовой грамотности; • При организации взаимодействия с семьей использовать следующие ИКТ- технологии и ЦОР: - сотовая связь (СФЕРУМ); - сайт детского сада и мини сайты педагогов; - редакционно-издательская деятельность: электронная газета; - электронная консалтинговая служба (электронная почта); - медиатека; - электронная рекламная деятельность; - использование личной веб-страницы; - дистанционные консультации; - средства мультимедии, мультимедийные презентации. - информационные источники, содержащие графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, - папки-передвижки, ширмы, лэпбуки, разработанные в различных компьютерных программах (Microsoft Office, PowerPoint, Microsoft Office, Publisher); - видеоролики по финансовой грамотности; • Создать банк цифровых образовательных ресурсов, состоящий из педагогических проектов, кейсов, презентаций по финансовой грамотности; 23 • Создать образовательный кейс «Копилка педагога» по направлению финансовая грамотность; • разработать перспективный план по формированию основ финансовой грамотности для детей младшего дошкольного возраста. Задача Целевые показатели 1. Обогатить РППС средствами обучения и воспитания по направлению финансовой грамотности. увеличение количества дидактических средств; - количество единиц приобретенного оборудования, в том числе ноутбуки. 2. Повысить компетенции педагогических кадров в организации образовательной деятельности по вопросам финансовой грамотности, посредством использования современных образовательных технологий. - увеличение доли (%) педагогов, прошедших аттестацию на присвоение квалификационной категории (первая, высшая) в том числе по тематике формирования финансовой грамотности; увеличение количества педагогов, участвующих в методических мероприятиях и профессиональных конкурсах различного уровня, в том числе по данной тематике; - увеличение доли (%) педагогов, владеющих и использующих в образовательной деятельности технологии по формированию финансовой грамотности (проектные, игровые, ИКТ, квест) Значение показателей по годам 2025 2026 2027 До 5 единиц До 3 единиц (из них один ноутбук) До 10 единиц До15 единиц Значение показателей по итогам реализации Программы До 20 единиц До 6 единиц (из них 4 ноутбука) До 4 единиц (из них один ноутбу к) До 30% До 5 единиц (из них два ноутбу ка) До 40% До 45% До 50% До 55% До 60% До 30% До 40% До50% До 70% До 20% До 50% 24 3. Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников через интеграцию разнообразных видов деятельности. 4. Совершенствовать взаимодействие с семьей по вопросам финансовой грамотности посредством использования ИКТ- технологий и цифровых образовательных ресурсов. 5. Способствовать развитию партнерских отношений с финансовыми и образовательными учреждениями города в целях процесса освоения финансовой грамотности. - увеличение (%) детей До 60% освоивших основы финансовой грамотности; - увеличение (%) детей, участвующих в творческих и интеллектуальных До 10% конкурсах различного уровня по вопросам финансовой грамотности - увеличение доли (%) мероприятий с До 40% использованием ИКТтехнологий и ЦОР; - увеличение доли (%) вовлеченных в различные формы взаимодействия с ДОУ До 40% по вопросам формирования основ финансовой грамотности. количество 2 -3 реализуемых мероприят совместных ия мероприятий с социальными партнёрами. До 70% До 80% До 85% До 20% До 30% До 40% До 50% До 60% До 80% До 50% До 60% До 70% 2 -3 2 -3 меропр меропр иятия иятия 8-12 мероприятий 6. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ. Управленческое сопровождение Программы развития, осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления и на основании Устава учреждения. Единоличным исполнительным органом МБДОУ является заведующий. Коллегиальными органами управления являются: общее собрание работников МБДОУ, педагогический совет, Совет Учреждения, Родительский совет. Это позволяет сформировать систему плановых решений, сущность которых состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития объекта управления, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии самого объекта. Данный метод реализации программы позволяет также обоснованно определить содержание, организационные и финансовые механизмы деятельности, обеспечить контроль за 25 промежуточными и конечными результатами реализации Программы. Модель управления Программой развития будет выглядеть следующим образом: Модель управления Программой развития Совет Учреждения Общее собрание работников Заведующий Совет родителей Педагогический совет Старший воспитатель, Заведующий хозяйством Руководитель, творческая группа проекта «ПРО финансы» Педагоги, участвующие в реализации Программы развития Руководитель, творческая группа проекта «Финансы SOS» Родители и дети 26 В ходе реализации Программы развития: Совет учреждения: в состав которого входят: заведующий, старший воспитатель, заведующий хозяйством, руководители творческих групп: − принимает (одобряет) стратегию развития МБДОУ (Программу развития); − экспертно оценивает поставленные цели и средства достижения целей; − осуществляет общее руководство реализацией Программы; − принимает отчеты о промежуточных результатах реализации Программы и решения о необходимости коррекции тактических действий и/или исходных намерений, отражённых в документе (Программе), предоставляет ее заведующему; − осуществляет сбор, анализ, обработку, структурирование информации исходного состояния дошкольного учреждения; − осуществляет сбор и систематизацию информации по основным мероприятиям реализации Программы, в т.ч. в рамках индикаторов (показателей), отражающих достижение цели и решение задач; − анализирует результаты реализации Программы и соотношение с поставленными целями и выявленными проблемами; − осуществляет внутреннюю экспертизу деятельности педагогов; − осуществляет мониторинг и оценку эффективности выполнения программных мероприятий согласно плану; − предоставляют 1 раз в год отчётность по эффективности выполнения программных мероприятий заведующему; − выполняет внутреннее рецензирование (экспертизу) проекта Программы развития (выясняет, сможет ли она выступить эффективным инструментом перехода дошкольного учреждения в качественно новое состояние); − определяет необходимую систему сетевого взаимодействия с другими организациями и учреждениями с целью наиболее эффективной реализации Программы развития; − обеспечивает организацию контроля за исполнением поэтапного и итогового результатов реализации Программы развития; − обеспечивает информирование о реализации Программы участников образовательных отношений, социальных партнёров, управление образование города Калуги посредством размещения информации на официальном сайте дошкольного учреждения в сети Интернет. План работы Совета утверждается приказом по образовательной организации. Свою деятельность осуществляет на протяжении всех этапов реализации Программы. Заведующий: - утверждает Программу развития МБДОУ; - осуществляет руководство, определяет стратегию, цели, и задачи Программы развития; определяет состав творческой группы в соответствии со штатным расписанием; - планирует, координирует и контролирует работу педагогов в рамках Программы развития и определяет их функциональные обязанности; - обеспечивает материально-техническое, финансово-правовое обеспечение Программы развития; - следит за рациональным использованием бюджетных средств; - представляет интересы МБДОУ в государственных и общественных организациях; - обеспечивает контрольно-оценочную функцию на всех этапах преобразующей деятельности, связь с учредителем и внешними партнерами, представляет интересы МБДОУ (в т.ч. в рамках реализации Программы развития) в государственных и общественных организациях; - информирует субъекты образовательных отношений МБДОУ о ходе реализации 27 Программы; - несёт ответственность за ход и реализацию Программы развития МБДОУ. Старший воспитатель: - осуществляет контроль за реализацией системы кадрового и организационного обеспечения Программы развития; - прогнозирует и планирует переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров; - разрабатывает необходимые положения и программы; - обеспечивает поддержку образовательных инициатив участников образовательных отношений и социальных партнёров; - координирует взаимодействие субъектов образовательного пространства; - осуществляет функцию методического консультирования педагогов в рамках проблемного поля развития МБДОУ; - осуществляет внутреннюю экспертизу деятельности педагогов, инициирует способы улучшения деятельности, акции по распространению опыта, привлечению к решению задач Программы развития МБДОУ родителей воспитанников и др. Заведующий хозяйством: - осуществляет мониторинг материально-технического обеспечения образовательного процесса; - прогнозирует материально-техническое оснащение, необходимое для реализации задач Программы развития. Руководители проектов: - мобилизуют педагогический коллектив на развитие в соответствие с целями и задачами проектов Программы развития; - осуществляют функцию методического консультирования педагогов в рамках реализации проектов Программы развития; - подготавливает аналитические материалы о ходе реализации проектов Программы, согласно плану программных мероприятий; - готовит отчётные материалы о результативности и эффективности проектов Программы и предоставляет их по завершению каждого этапа. Временные творческие объединения (творческие группы) под конкретные проекты с мобильным составом членов (состав групп и направленность их деятельности меняется по мере появления новых социальных запросов и образовательных инициатив): − на принципах самоорганизации обеспечивают достижение планируемых результатов Программы развития (в рамках конкретного проекта) в части создания программнометодических материалов и дидактических пособий к ним. Деятельность творческих групп предполагает тесное взаимодействие со старшим воспитателем. Творческие группы 1 раз в 2 месяца проводят совещания по вопросам оперативного управления реализацией работы над проектом. Состав, планы работы творческих групп утверждаются приказом по образовательной организации. Свою деятельность осуществляют на основном этапе реализации Программы. Педагогический совет: - обсуждает Программу дошкольного учреждения и принимает решение об ее утверждении; - заслушивает и принимает ежегодные отчёты о промежуточных результатах реализации Программы развития, решения о необходимости коррекционных действий; - подготавливает проект изменений (корректировка) Программы развития; 28 - обобщает результаты реализации Программы развития и готовит информационные материалы (презентации, публикации, др.) - заслушивает 1 раз в год отчёт о ходе выполнения программных мероприятий, осуществляет необходимую корректировку Программы. Свою деятельность осуществляет на протяжении всех этапов реализации Программы. Совет родителей: - осуществляет деятельность в соответствии с Положением; - инициирует акции по привлечению к решению задач Программы развития родителей; - обеспечивает создание единого образовательного пространства в рамках реализации Программы развития; - осуществляет пропаганду и обмен опытом семейного воспитания; - присутствует на педагогических советах при обсуждении промежуточных итогов реализации программы, способствует установлению доверительных контактов между родителями (законными представителями) и дошкольным учреждением в рамках реализации Программы развития. План работы утверждается приказом по образовательной организации. Свою деятельность осуществляет на протяжении всех этапов реализации Программы. Результативность реализации Программы развития отслеживается ежегодно с помощью мониторингов: по каждому из показателей эффективности отмечается абсолютный показатель (в форме цифрового значения) или даётся качественная характеристика (в словесной форме). Делается вывод об эффективности реализации Программы развития на каждом ее этапе, определяются пути оптимизации управленческих и педагогических действий. Возможные риски и меры их минимизации: Риски Меры по минимизации рисков Недостаточная подготовка управленческой команды к реализации Программы развития, отставание от сроков реализации мероприятий. Активизация деятельности координационного органа (Совета Учреждения) по реализации Программы и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации Программы, а также своевременная корректировка Программы на основе анализа данных мониторинга. Индивидуальное сопровождение педагогов, адресная помощь. Недостаточные темпы профессионального роста педагогов по направлению финансовая грамотность, связанные с низкой мотивацией. Изменения кадрового состава педагогического коллектива, связанные с увольнением опытных педагогов. Применение системы стимулирования, создание условий для возможности распространения опыта педагогов и профессионального успеха Мотивация педагогов в рамках системы морального и материального стимулирования. 29 Недостаточная заинтересованность и уровень компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности в ДОО. Популяризация значения финансовой грамотности, более активное и целенаправленное освещение происходящих событий. Недостаточное финансовое обеспечение. Корректировка плана финансовохозяйственной деятельности, привлечение внебюджетных средств. Презентация эффективного опыта работы. Низкая заинтересованность в реализации Программы развития у ее участников и социальных партнёров. Активное привлечение социальных партнёров. Максимальное использование сайта ДОО для информирования общественности. Ресурсное обеспечение Программы развития: Информационные ресурсы Кадровые ресурсы - библиотечно-информационные ресурсы на бумажных и цифровых носителях; - Информационные ресурсы сети Интернет; - банк медиаресурсов на электронных носителях; - Информационные стенды; - официальный сайт. - заведующий; - старший воспитатель; - 9 педагогов; - 2 специалиста (музыкальный руководитель, учитель-логопед); - 50 % педагогов имеют высшее образование; - 50% педагогов имеют среднее профессиональное образование; - 8% педагогов имеют высшую квалификационную категорию; - 8% педагогов имеют первую квалификационную категорию; - 84% педагогов имеют соответствие занимаемой должности; - 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по теме «Финансовая грамотность»; - 16% педагогов прошли профессиональную переподготовку (по должности «Воспитатель детей дошкольного возраста»); - 48% педагогов имеют стаж более 20 лет; - 29% педагогов имеют стаж от 10 до 20 лет; - 15% педагогов имеют стаж от 3 до 10 лет; - 8% педагогов имеют стаж до 3 лет; - 44% педагогов активно участвуют в профессиональных итворческих конкурсах. 30 Материальнотехнические ресурсы Научнометодические ресурсы - 8 групповых помещений; - 8 прогулочных участков с теневыми навесами и игровым оборудованием; - спортивный зал, спортивная площадка; - музыкальный зал; - методический кабинет; - медицинский блок; - пищеблок; - административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием. Образовательное пространство оснащено необходимым оборудованием, соответствует санитарно-гигиеническим, пожарным и антитеррористическим требованиям. Имеется доступ в сеть Интернет, необходимый минимум мультимедийного оборудования, художественная и методическая литература, необходимые дидактические материалы, спортивное оборудование. - основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 29 г. Калуги; - учебно-методический комплект для реализации основной образовательной программы по всем образовательным областям; - комплексно-тематическое планирование. 7. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Программные мероприятия, направленные на достижение цели Программы развития, представлены как совокупность проектов: Проект № 1 «ПРО финансы». Проект № 2 ««Финансы SOS»». 1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, НАЦЕЛЕННЫЙ НА СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Срок: январь- май 2024г. Мероприятие Срок Ответственные Планируемый реализации результат 1.1. Издание Январь, 2024г. Заведующий Приказ распорядительного акта (приказа МБДОУ), закрепляющего распределение функций Информирован между участниками по Старший воспитатель ие реализации Программы общественност развития, сроки и, обеспечение выполнения и т.д. открытости 1.2. Организация работы деятельности тематического раздела на Февраль, 2024г. МБДОУ сайте МБДОУ «Реализация программы развития». 31 1.3. Организация работы творческих групп по разработке алгоритма управления проектами Программы развития. Март, 2024г. Старший воспитатель, творческие группы 1.4. Работа с родителями: проведение родительских собраний по разъяснению целей, задач и планируемых результатов обновления деятельности ДОО средствами Программы развития, роли родителей в проектировании и реализации развития 1.5 Анкетирование родителей по уточнению социального заказа для предоставления дополнительных образовательных услуг. Апрель, 2024г. Заведующий, старший воспитатель, воспитатели Март, 2024г. Заведующий, старший воспитатель, воспитатели 1.6. Составление плана– графика обучения (повышения квалификации) и межкурсовой подготовки педагогов. в том числе, по ИКТ. 1.7. Разработка инструментария для проведения самообследования педагогов по финансовой грамотности (диагностических карт, критериев оценки и т.д.). Май, 2024г. Старший воспитатель Апрель, 2024г. Старший воспитатель, творческая группа Разработан алгоритм управления проектами, предусматрива ющий распределение полномочий по уровням управления Информирован ие родителей о направлениях развития учреждения Уточнённый заказ в адрес ДОО от родительской общественност и, определены программы для предоставлени я дополнительн ых образовательн ых услуг План-график Инструментар ий для проведения самообследова ния педагогов по финансовой грамотности. 32 1.7. Разработка плана Май, 2024г. Старший воспитатель мероприятий по преодолению выявленных профессиональных дефицитов. 1.8. Разработка проекта Март, 2024г. Заведующий изменений в локальный акт о распределении стимулирующего фонда детского сада в целях материальной поддержки инициативного самообразования, стимулирования участников инновационной деятельности развития МБДОУ, результативно решающих задачи Программы развития. Рассмотрение его в коллективе МБДОУ 1.9. Разработка Февраль, 2024г. Старший воспитатель, показателей внутреннего творческая группа мониторинга реализации Программы развития, подбор методик оценивания и интерпретации результатов 1.10. Мониторинг Сентябрь, 2025 Заведующий, промежуточных Сентябрь, 2026 старший воспитатель, результатов реализации Сентябрь, 2027 рабочая группа Программы развития 2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ. Срок: июнь 2024г. – июнь 2028г.) 2 этап – Представлен совокупностью проектов: Проект № 1 «ПРО финансы». Проект № 2 «Финансы SOS». Проект № 1: «ПРО финансы». План мероприятий Проект изменения локального акта Качественные и количественны е показатели оценки реализации Программы Корректировка Программы развития Задачи проекта: 1. Обогатить РППС средствами обучения и воспитания по направлению финансовой грамотности. 2. Повысить компетенции педагогических кадров в организации образовательной деятельности по вопросам финансовой грамотности, посредством использования современных образовательных технологий. 3. Формировать предпосылки финансовой грамотности у дошкольников через интеграцию разнообразных видов деятельности. Подготовительный этап. Срок: июнь 2024г. – август 2024г. 33 Мероприятия Срок реализации Август, 2024г. 2.1.1 Мониторинг состояния образовательной среды в МБДОУ по финансовой грамотности, профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования финансовой грамотности и использования технологий. 2.1.2. Составление плана Август, 2024г. работы по совершенствованию образовательной среды, оснащению материальнотехнической базы. 2.1.3. Пополнение РППС Июнь-август, необходимым 2024г. оборудованием, дидактическими материалами: произведения художественной литературы экономического содержания, дидактическими и настольно-печатными играми в соответствии с Программой: «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» и «Азы финансовой грамотности». 2.1.4. Пополнение: Июнь-август, познавательной зоны: 2024г. кроссвордами, лабиринтами, головоломками, экономическими задачами, ребусами; игровой зоны: атрибутами для организации сюжетноролевых игр: «Банк», Ответственные Старший воспитатель, воспитатели Планируемый результат Скоординирована деятельность управленческой команды, методической службы, педагогов по совершенствованию образовательной среды Заведующий, старший воспитатель, творческая группа Разработан план пополнения и обновления образовательной среды Заведующий, старший воспитатель, заведующий хозяйством Созданы условия для реализации основной и дополнительных Программ Старший воспитатель, воспитатели Пополнены атрибуты для сюжетно-ролевых игр. 34 «Аукцион», «Биржа», «Рекламное агентство» и т.д. 2.1.5. Создание тематических коллекций: «Монеты», «Купюры», «Кошельки», «Банковские карты», «Копилки» и т.д. 2.1.6. Создание «Мультзала» - подборка мультфильмов по формированию финансовой грамотности («Уроки тетушки Совы»), видеороликов. 2.1.7. Разработка перспективного планирования по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста. 2.1.8. Разработка перспективного плана по формированию финансовой грамотности через интеграцию в разнообразные виды деятельности. Июнь-август, 2024 Воспитатели, воспитанники, родители Обогащение РППС, создание условий для развития детского коллекционирования. Июнь-август, 2024г. Старший воспитатель, воспитатели Подобраны мультфильмы формированию финансовой грамотности. Июль-август, 2024г. Старший воспитатель, творческая группа Корректировка комплекснотематического плана. Июль-август, 2024г. Старший воспитатель, творческая группа Корректировка комплекснотематического плана. Основной этап. Срок: сентябрь 2024г. – май 2028 г. 2.1.9. Организация Сентябрь, Старший обучающих мероприятий 2024г. – воспитатель, для педагогов: Май, 2026г. воспитатели консультации: «По ступенькам финансовой грамотности», «Формирование финансовой грамотности дошкольников посредством современных технологий (проектная, ИКТ)», «Формирование финансовой грамотности дошкольников через квест-игры» и т.д. 2.1.10. Проведение серии Сентябрь – Старший консультаций для декабрь, 2026г. воспитатель, воспитателей: творческая группа. «Эффективность по Повышение профессионального мастерства педагогов. Повышение профессионального мастерства. 35 использования ЦОР (фотоаппаратуры, видеокамеры и соответствующих программ) при взаимодействии с семьей; Создание видеоотчетов о жизни детей в детском саду (с помощью программы DVD- студия Windows); «Создание тематических мультимедийных презентаций». 2.1.11. Семинар «Актуальность проблемы профессиональной компетентности педагогов по формированию основ финансовой грамотности». 2.1.12. Постоянно действующий семинар «Азбука финансов». Сентябрь, 2024г. Старший воспитатель, воспитатели. Выявлены проблемы, определены участники целевой группы. Ноябрь-Март, 2025г. Старший воспитатель Сформированы профессиональные умения педагогов в формировании предпосылок финансовой грамотности. Педагоги активно используют метод проектов в образовательной деятельности, развивая социальные компетентности дошкольников. Повышение профессиональной компетентности педагогов 2.1.13. Деловая игра: Октябрь, 2025г. Старший «Проектная деятельность воспитатель, в детском саду как способ воспитатели формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» 2.1.14. Семинар- Январь, 2026г. практикум на тему: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой, речевой, познавательной деятельности». 2.1.15. Педагогическая Сентябрь, 2026г. мастерская «Мир рекламы» (Создание рекламы игрушек, продуктов, с целью формирования понятия назначения рекламы, выработке рационального Старший воспитатель, воспитатели Старший воспитатель, воспитатели Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам рекламирования. 36 отношения к совершению покупок). 2.1.16. Презентация Октябрь, 2026г. Старший методических продуктов воспитатель, «Мир рекламы». воспитатели Распространение ППО. 2.1.17. Мастер-классы Ноябрь, 2026г. «Освоение начальных экономических представлений посредством игровых технологий», «Квест игра как один из способов формирования финансовой грамотности». 2.1.18. Методическая Декабрь, 2026г. неделя «Финансовая грамотность дошкольников: от теории к практике». 2.1.19.Марафон Январь 2027г. педагогических практик «Интеграция образовательных областей в процессе формирования предпосылок финансовой грамотности»: -особенности банковских профессий; -формирование финансовой грамотности через игру; -загадки, пословицы, поговорки о деньгах; -сказки, помогающие понять значение экономичность, предприимчивость, бережливость и т.д. Старший воспитатель, воспитатели Педагоги овладевают эффективными способами организации образовательной деятельности по теме проекта. Старший воспитатель, воспитатели Распространение ППО. Старший воспитатель, воспитатели Ознакомление с лучшими практиками педагогов. 2.1.20.Брифинг «Идеи Февраль 2027 г. Старший интеграции воспитатель, математического и воспитатели экономического развития дошкольников». Обсуждены интегративные подходы математического и экономического развития дошкольников. Обмен опытом работы. 2.1.21. Взаимодействие с В течение всего создателями программ по этапа. Заведующий, старший 37 финансовой грамотности (Банк России): видеоконференции, Онлайн-проекты, мастерклассы. 2.1.22. Посещение В течение всего мероприятий опорной этапа. площадке на базе НСП «Планета». воспитатель, воспитатели. 2.1.23. Проведение Апрель, 2027г. смотра-конкурса «Лучший проект по финансовой грамотности». Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, дети. 2.1.24. Создание образовательного кейса «Копилка педагога». Май, 2027г. Старший воспитатель, творческая группа 2.1.25. Мероприятия для детей: • интеллектуальная игра по финансовой грамотности «Что, где, когда»; • Брейн-ринг «В поисках сокровищ»; • Тематические занятия: «Путешествие в мир рекламы», «История денег в России»; • квесты экономической направленности, • викторина «Путешествие в денежную страну», «Воспитываем бережливость, экономность» и т.д. 2.1.26. Организация работы по разработке перспективного планирования с вовлечением родителей в проведение совместных мероприятий. Ежегодно Старший воспитатель, воспитатели, дети Заведующий, старший воспитатель, воспитатели Повышение педагогической компетенции по организации работы с имеющимся оборудованием. Будет развита самостоятельность педагогического мышления, способность к педагогическому проектированию образовательной среды Собраны материалы для практического применения в профессиональной деятельности Повышение интегративных показателей Март Апрель Ежегодно 1 раз в квартал Май Май, 2027г. Старший воспитатель, творческая группа Перспективный план по организации совместной работы с родителями 38 Заключительный этап. Срок: июнь 2028г. август 2028г. 2.2.1. Мониторинг Ежегодно Совет Учреждения промежуточных (июнь) результатов проекта. 2.2.2. Мониторинг состояния образовательной среды в МБДОУ по финансовой грамотности, профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования финансовой грамотности и использовании технологий. 2.2.3. Представление итогов реализации проекта на общем родительском собрании и сайте ДОО. Июнь, 2028г. Заведующий, творческая группа Август, 2028г. Заведующий Аналитическая справка по результатам мониторинга. Возможность своевременно принимать управленческие решения, вносить корректировку в план мероприятий проекта. Созданы условий для организации работы по познавательноисследовательской деятельности, в группах, рекреациях и на участках. Обеспечение эффективной реализации цели проекта. Информирование общественности. Проект № 2 «Финансы SOS». Задачи проекта: 1. Совершенствовать взаимодействие с семьей по вопросам финансовой грамотности, посредством использования ИКТ- технологий и цифровых образовательных ресурсов. 2. Способствовать развитию партнерских отношений с финансовыми и образовательными учреждениями города в целях процесса освоения финансовой грамотности. Подготовительный этап. Срок: январь - август 2024г. 3.1. Мониторинг Январь, 2024г. Старший Аналитическая справка педагогов и родителей воспитатель, по результатам «Выявление уровня творческая группа мониторинга информационнокоммуникативной компетенции педагогов и родителей». 3.1.2. Организация Январь-май, Старший Устранение индивидуальных 2024г. воспитатель. выявленных проблем. консультаций педагогов по выявленным дефицитам в вопросах 39 использования ИКТ в работе с детьми и родителями. 3.1.3. Ознакомление с новинками методической литературы, освещающей управление взаимодействием ДОУ и семьи через использование ИКТ И ЦОР. 3.1.4. Организация наставничества по направлению ИКТ И ЦОР. 3.1.5. Обучение на тематических КПК, участие в вебинарах, семинарах и др. по вопросам использования ИКТ И ЦОР в процессе взаимодействия с семьей. 3.1.6. Практикум по созданию личных минисайтов, работа с сайтом. 3.1.7. Разработка плана внедрения ИКТ в образовательный процесс и во взаимодействие с семьей. 3.1.8. Заключение договоров с банком России о проведении их сотрудниками обучающих занятий для воспитателей, родителей, детей. 3.1.9. Освоение технологии создания групп в VК, СФЕРУМ, Viber-сообщества ДОУ; освоение технологии работы Skype, платформы Zoom; освоение технологии создания списка-рассылки с помощью гугл-формы. 3.2.1.; Ежегодно Старший воспитатель Картотека методических материалов Старший воспитатель. Закреплены наставники. Сентябрь. Январь, 2024г. В течение Старший реализации воспитатель проекта Рост проектной культуры педагогического коллектива Апрель, 2024г. Создание мини-сайтов педагогами ДОУ. Май, 2024г. Заведующий, старший воспитатель Заведующий, старший воспитатель, творческая группа Корректировка комплекснотематического плана. В течение Заведующий, реализации старший проекта. воспитатель Договоры сотрудничестве о Июнь-июль, 2024г. Повышение компетентности ИКТ Старший воспитатель, педагоги Основной этап. Срок: сентябрь 2024 г. – май 2028г. Сентябрь – Старший декабрь, 2026г. воспитатель, творческая группа. Повышение профессионального мастерства. 40 3.2.2. Мастер-класс «Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов». 3.2.3. Мастер-класс «Использование мультимедийного сопровождения в процессе взаимодействия с родителями и социумом». 3.2.4. Консультация: «Преимущество on-line взаимодействия с родителями и партнерами». 3.2.5. Практикум «Создание электронной газеты: «Наш мир финансов», размещение ее на сайте и рассылке по электронной почте». 3.2.6. Практикум использование видео редактора VideoPad или Movie Maker для видеомонтажа и создания видеороликов. 3.2.7. Решение видеокейсов по формированию финансовой грамотности. 3.2.8. Создание интеллектуальных заданий и упражнений по формированию финансовой грамотности дошкольников при помощи Интернет-ресурса LearningApps.org. 3.2.9. Организация консультативной онлайн помощи родителям, подготовленной воспитателями по теме: «Финансовое воспитание в семье», «Формирование финансовой грамотности в семье при помощи игровых компьютерных технологий». Ноябрь, 2025г. Старший воспитатель, воспитатели. Ознакомление с лучшими практиками ДОО. Май, 2025г. Старший воспитатель, воспитатели. Распространение ППО. Сентябрь – декабрь, 2025г. Старший воспитатель Введение педагогов в проблему организации эффективного взаимодействия с социумом. Освоение практических навыков работы с сайтом и электронной почтой. Март, 2025г. Январь, 2026г. Старший воспитатель, творческая группа. Старший воспитатель, воспитатели Освоение практических навыков работы с видео редакторами. Декабрь, 2025г. Старший воспитатель, воспитатели Содействие развитию рефлексивных качеств педагогов В течение реализации проекта Старший воспитатель, творческая группа Повышение ИКТкомпетентности. В течение реализации проекта Старший воспитатель, воспитатели Повышение профессиональной компетентности родителей формированию финансовой грамотности. по Демонстрация опыта семейного воспитания. 41 3.2.10. Мастер-класс для родителей «Учимся экономить вместе». 3.2.11. Размещение газеты «Наш мир финансов» на сайте ДОУ. 3.2.12. Деловая игра для родителей с использованием ИКТ «Азбука финансов». 3.2.13. Фотовыставки «В мире финансов». 3.2.14. Обмен опытом по организации работы с родителями с использованием ИКТтехнологий (на родительских собраниях, индивидуальных беседах, через наглядную информацию, открытые мероприятия). 3.2.15. Презентация детских и взрослых проектов по формированию финансовой грамотности дошкольников с использованием ИКТ и ЦОР. 3.2.16. Организация консультативнометодического сопровождения родителей (буклеты, памятки, созданные на компьютерном оборудовании). 3.2.17. День финансовой грамотности. 3.2.18. Круглый стол со школой «Проблемы, перспективы в решении вопросов формирования финансовой грамотности» Январь 2026г. Ежеквартально Март, 2025г. 2 раза в год В течение реализации проекта Ежегодно сентябрь Ежеквартально 1 раз в год Январь Май, 2026г. Старший воспитатель, творческая группа Старший воспитатель, воспитатели Старший воспитатель, творческая группа, родители Воспитатели, воспитанники всех возрастных групп, родители Воспитатели, воспитанники всех возрастных групп, родители Приобщение родителей к проведению совместных мероприятий и обсуждению проблем. Старший воспитатель, воспитатели, родители, воспитанники Заведующий, старший воспитатель, творческая группа Старший воспитатель, воспитатели, родители, дети. Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, завуч, учителя начальных классов. Сценарий мероприятий. Определены проблемы и намечены пути их решения. 42 3.2.19. Круглый стол с участием педагогов опорного учреждения НСП «Планета» по обмену опытом по формированию финансовой грамотности: «Общаясь-развиваемся». 3.2.20. Проведение занятий сотрудниками Банка России. По плану договора Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, педагоги НСП «Планета» Обмен опытом работы по проблеме формирования финансовой грамотности. По плану договора Повышение профессионального мастерства. 3.2.21. Конкурс видеороликов по финансовой грамотности, созданных педагогами, родителями с привлечением детей. 3.2.22. Создание кружка «В мире финансов» По плану договора Заведующий, старший воспитатель, сотрудники Банка России. Старший воспитатель, воспитатели, родители, дети. Старший воспитатель, воспитатели Повышение показателей целевых Воспитатели, Повышение Дети всех показателей возрастных групп целевых 2.2.23. Мероприятия для детей: • просмотр видеороликов, мультфильмов в рамках реализуемой программы «Азы финансовой культуры для дошкольников»; • Слайд шоу «Путешествие в страну финансов». • Игровой час: компьютерные игры по финансовой грамотности. 2.1.23. Размещение информационных статей на сайте ДОО страничка «Для вас. Родители»: консультации «Как обучать дошкольников финансовой грамотности», «Финансовое воспитание в семье», «Бережливость и экономность» и т.д. Сентябрь, 2025г. постоянно, 1 раз в месяц Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста. постоянно, 1 раз в год постоянно, раз в месяц Распространение ППО. 1 Апрель, 2027г. Заведующий, старший воспитатель Информирование общественности о ходе реализации проекта, повышение компетентности родителей Заключительный этап. Срок: июль – август 2028г. 43 3.3.1. Мониторинг актуального состояния профессиональной компетентности педагогов по результатам реализации проекта. Ежегодно сентябрь ноябрь Старший воспитатель 3.2.2. Мониторинг эффективности реализации основного этапа проекта. 3.3.3. Презентация лэпбуков «Экономические загадки, пословицы и поговорки», путеводителя «В мире финансов». 3.3.4. Создание медиатеки педагогических проектов, видеокейсов по формированию финансовой грамотности. Июль, 2028г. Старший воспитатель Август, 2028г. Старший воспитатель, воспитатели Обогащение РППС средствами обучения по финансовой грамотности. Август, 2028г. Старший воспитатель, воспитатели Медиатека педагогических проектов, видеокейсов, по формированию финансовой грамотности Обмен опытом работы с социальными партнерами 3.3.5. Видеоконференция «Растим юного финансиста». Август, 2028г. Справка по итогам мониторинга актуального состояния профессиональной компетентности педагогов по реализации проекта Аналитическая справка Заведующий, старший воспитатель, сотрудники Банка России, педагоги опорного учреждения, учителя начальной школы. 3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Срок: сентябрь-декабрь 2028г. г. 3.1.1. Мониторинг СентябрьЗаведующий, Аналитическая справка эффективности внедрения октябрь, 2028г. Совет учреждения, по результатам Программы: старший «Экономическое воспитатель воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», «Азы финансовой грамотности» и перспективного планирования для детей младшего дошкольного возраста. 3.1.2. Мониторинг Ноябрь, 2028г. Заведующий, Аналитическая справка эффективности Совет учреждения. по результатам реализации Программы развития. 44 3.2.3. Мониторинг оценки Декабрь, 2028г. качества образования. 3.1.4. Обобщение и Сентябрьпубличная презентация декабрь, 2028г. сформировавшегося опыта работы в ДОО. Заведующий, Совет учреждения. Заведующий, старший воспитатель, педагоги Аналитическая справка по результатам Участие в конференциях, семинарах, мастерклассах 45