Рабочая программа по преодолению речевых нарушений

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 29 «Звездочка» города Калуги
(МБДОУ № 29 г. Калуги)

ПРИНЯТА
педагогическим советом № 1
протокол № 1 от 27.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНА
Приказом заведующего № 45/02-ОД
от 27.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по преодолению речевых нарушений
у детей дошкольного возраста групп общеразвивающей направленности
в условиях логопункта

Составитель программы:
учитель-логопед,
Логошина Ирина Сергеевна,
педагогический стаж: 3 года

2024 г.

Оглавление
1. Целевой раздел ........................................................................................................................3
1.1 Пояснительная записка .....................................................................................................3
1.2. Планируемые результаты освоения Программы...........................................................9
2. Содержательный раздел .......................................................................................................11
2.1. Описание коррекционно-образовательной деятельности ..........................................11
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
с учетом специфики речевых нарушений детей.................................................................12
2.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников ...........16
3. Организационный раздел программы .................................................................................16
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы ................................16
3.2 Описание обеспеченности методическими материалами и средствами
коррекционного воздействия................................................................................................17
3.3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности ...........17
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды ......18

2

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические
характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди
которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая
функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает
устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве
важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие
целевые ориентиры:
 активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх;
 способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
 может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
 проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких
предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как?
почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей;
 обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и
культурном мире, в котором он живет.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования дополняет
целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования:
 способен к распознаванию и пониманию основных эмоций и чувств (радость,
печаль, гнев, страх, удивление, обида, вина, зависть, сочувствие, любовь), называет
их, ориентируется в особенностях их выражения и причинах возникновения у себя
и других людей;
 способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие,
сопереживание, содействие);
 старается понять свои переживания и переживания окружающих людей (задает
вопросы о настроении, рассказывает о собственных переживаниях), владеет
адекватными возрасту способами эмоциональной регуляции поведения (умеет
успокоить и пожалеть сверстника);
 способен осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных
ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;
 владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
 способен понимать и учитывать интересы и чувства других, договариваться и
дружить со сверстниками;
 старается разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
 у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
 он соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных
видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
 проявляет стремление и мотивацию к школьному обучению, демонстрирует
готовность к освоению новой социальной роли ученика;
 проявляет патриотические и интернациональные чувства, любовь и уважение к
Родине, к представителям разных национальностей, интерес к культуре и обычаям,
государственным праздникам, событиям, происходящим в стране, испытывает
чувство гордости за достижения в области искусства, науки и спорта;
стремится принимать участие при поддержке взрослых в социальных акциях,
волонтерских мероприятиях, в праздновании событий, связанных с жизнью
3

родного города (поселка);
 проявляет познавательный интерес к профессиям, предметному миру, созданному
человеком;
 имеет представление о безопасном поведении: знает, как позвать на помощь,
обратиться за помощью к взрослому;
 способен к соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом
взаимодействии.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть
достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения планируемых результатов необходима систематическая
профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют
особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее
ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
В настоящее время в МБДОУ № 29 «Звездочка» реализуется образовательная
программа дошкольного учреждения. В связи с нарастающей тенденцией появления в
массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени
тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ФФНР, ЗРР), отсутствие
специализированных ДОУ шаговой доступности с одной стороны и принятие новой
федеральной
образовательной
программы
дошкольного
образования,
предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для
детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть
необходимость в функционировании для таких детей логопункта в ДОУ. Модель
логопункта органично вписывается в систему ДОУ, результативна и малозатратна.
Если рассматривать специфику работы логопедического пункта, то можно отметить
следующее:
В течение года логопед работает с 25 детьми, т. о. ведется достаточно интенсивная
работа.
Основной контингент – дети с достаточно разноплановыми проблемами речевого
развития (ФНР, ФФНР, в исключительных случаях дети с ОНР).
Преимущественно индивидуальная форма занятий.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
 Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утв. приказом
Минпросвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028);
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
 Положение о логопедическом пункте МБДОУ №29 г. Калуги.
Основной методической базой являются:
 Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова;
 Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития
речи у детей 5 лет;
 Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Р.И. Лалаева, Н.В.
Серебрякова, С-П, «Союз» 2004;
 а также разработки отечественных ученых в области логопедии, общей и
специальной педагогики и психологии.
Актуальность Программы
Данная Программа разработана в целях оказания логопедической помощи
дошкольникам, имеющим фонетическое или фонетико-фонематическое недоразвитие
речи. В отдельных случаях на индивидуальные занятия могут быть зачислены дети,
имеющие общее недоразвитие речи.
4

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень
важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления
звукопроизношения к 4-5-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить
все звуки. Однако, благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи
происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и
закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут
сохраниться на всю жизнь.
Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У
16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической
дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить
дифференциацию звуков родного языка.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано
исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его
более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении
в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного
возраста приводит к значительной их компенсации.
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о
механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной
речи детей дошкольного возраста.
Задачи Программы:
 осуществление диагностики речевого развития детей;
 развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов;
 развитие речевого дыхания;
 постановка звуков, поэтапная автоматизация и введение в речь, поэтапная
дифференциация звуков;
 развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза,
восприятия и представлений;
 создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению
общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика
психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта;
 уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
 развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания
в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи;
 профилактика нарушений письменной речи;
 развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой
памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки
в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетикофонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста;
 оказание консультативной помощи в осуществлении коррекционной работы с детьми
педагогическим работникам образовательного учреждения и родителям (законным
представителям) воспитанников, пропаганда среди них логопедических знаний.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о
механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.
Теоретической основой Программы являются положения о соотношении коррекции
и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д. Элькониным.
В Программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С.
Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В. Правдиной, Т. Б.
Филичевой, Т.Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции
устной речи.
5

Программа опирается на следующие принципы:
• системности;
• комплексности;
• деятельностный;
• онтогенетический;
• обходного пути;
• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода,
сознательности).
Адресат Программы: дошкольники 4-7 лет, имеющие нарушения:
 звукопроизношения;
 фонематического слуха;
 задержка развития речи (диагностика);
 общее недоразвитие речи 3 уровня.
Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут
видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет. В среднем дошкольном возрасте
улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.
Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных
персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается
грамматическая
сторона речи. Дошкольники занимаются
словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг
с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится
внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы
конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится
познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения,
может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
К концу среднего дошкольного возраста возрастает объем памяти. Дети запоминают
до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети
способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить
небольшое стихотворение и т. д.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной
сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти
при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые
схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут
строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе
пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в
результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого
наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет. На шестом году жизни ребенка
происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится
нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых,
дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года
жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать
стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп
речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться
своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы,
антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно
пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных
учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами,
6

обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и
наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной
деятельности.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила
речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и
повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение,
отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики,
в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем
информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному
контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика
анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского
опыта, формированию читательских симпатий.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем,
которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети
хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие
события.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со
взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается
взрослым.
Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. При этом
для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве
подсказки могут выступать карточки или рисунки).
В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое
позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных
наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах
различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в
тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и
отношения.
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.
В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные
взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации,
например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей
становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается
взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают
развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё
ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако
часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в
сравнении со старшей группой.
Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи,
диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети
начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст:
ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что
позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Характеристика речи детей с фонетическим, фонетико-фонематическим
недоразвитием, общим недоразвитием речи третьего уровня и задержкой развития
речи.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи.
7

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звукослоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты
фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение
и звуко-слоговая структура слова).
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного
состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются
трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными
или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне
вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
 заменой звуков более простыми по артикуляции;
 трудностями различения звуков;
 особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия
звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании
основных элементов языка и речи.
Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при
фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты
речи: темп, тембр, мелодика. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей
выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и
незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном
обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных
окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и
порядковых числительных с существительными и т. п.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным
интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов
речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря,
грамматического строя, связной речи.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой
обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом
фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная
сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре
преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества,
признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор
однокоренных слов. Для грамматического строя характерны: ошибки в употреблении
предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи,
в построении предложений.
Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на
слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и
звуконаполняемость слов.
Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости,
последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не
учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся
сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость
внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в
развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью,
8

отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода
ошибок.
Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики
артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре,
затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность
произвольных движений.
С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук:
недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание
на одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями,
спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их
коррекции.
Характеристика детей с задержкой развития речи
Дети с задержкой речевого развития, как правило, имеют отягощенный
неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо
гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание
таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность - на уровне
нецеленаправленного манипулирования игрушками.
Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения
кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не
могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа
взрослыми.
Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети ориентируются в
названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов
косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.
Активный словарь состоит из 5-10 слов модели «согласный звук - гласный звук».
Иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный.
Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например,
«ки» - киска, мех, волосы.
Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентнопросодическую модель слова.
Интересной особенностью патологической речи является стремление к
употреблению открытых слогов. Например: слово мяч ребенок произносит как «мятя» или
«мя». При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с задержкой речевого
развития может включать до 100-150 слов, в основном существительных, произносимых
с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок. Если при нормальном
речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряды слов, то
при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец.
Поэтому их речь изобилует аграмматизмами неограниченное время. Ребенок может
сохранить эту особенность и в период обучения в начальной школе.
Характерная особенность речи детей с задержкой речевого развития - неправильное
звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на
неопределенно долгий срок.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты логопедической работы в результате коррекции
речевого нарушения
Дети умеют:
у детей с ФНР  правильно артикулировать все звуки речи в различных
фонетических позициях и формах речи;
 четко дифференцировать все изученные звуки.
у детей с  правильно артикулировать все звуки речи в различных
ФФНР
фонетических позициях и формах речи;
9

у детей с ОНР

у детей с ЗРР

 четко дифференцировать все изученные звуки;
 называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков
в словах;
 находить в предложении слова с заданным звуком, определять
место звука в слове;
 различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом
уровне;
 владеют интонационными средствами выразительности речи в
сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.
 понимать обращенную речь в соответствии с параметрами
возрастной нормы;
 фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
 правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в
самостоятельной речи;
 пользоваться
в
самостоятельной
речи
простыми
распространенными сложными предложениями, владеть навыками
объединения их в рассказ;
 владеть элементарными навыками пересказа;
 владеть навыками диалогической речи;
 владеть навыками словообразования: продуцировать названия
существительных от глаголов, прилагательных от существительных
и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм
существительных и проч.;
 грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в
соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания
слов должны проговариваться четко;
 простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
 использовать в спонтанном общении слова различных лексикограмматических категорий (существительных, глаголов, наречий,
прилагательных, местоимений и т. д.);
 владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания
некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах
программы.
 проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с
помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо
(конкретной) цели;
 понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов,
действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
 употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий,
признаков, состояний, свойств и качеств;
 использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
 различает словообразовательные модели и грамматические формы
слов в импрессивной речи;
 использует в речи простейшие виды сложносочиненных
предложений с сочинительными союзами;
 пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;
 составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью
взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
 различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении
звуки;
 владеет простыми формами фонематического анализа;
 использует различные виды интонационных конструкций.

10

2. Содержательный раздел
2.1. Описание коррекционно-образовательной деятельности
Программа коррекционно-развивающей работы включает в себя взаимосвязанные
направления. Данные направления отражают её основное содержание:
 диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
нарушениями речевого развития, проведение их обследования и подготовку
рекомендаций для родителей и педагогов для определения дальнейшего маршрута
коррекции нарушений;
 коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию речевых
недостатков детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;
 консультативная
работа
обеспечивает
непрерывность
логопедического
сопровождения родителей детей с нарушениями речевого развития. Учитель-логопед
проводит индивидуальные консультации для родителей, дети которых посещают
индивидуальные логопедические занятия. Также учитель-логопед оказывает
консультативную помощь любому родителю МБДОУ по вопросам речевого развития
детей;
 информационно–просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями речевого развития
дошкольников как среди родителей, так и педагогических работников.
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности
– устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс
планируется в соответствии с основными этапами:
Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
Этапы
Задачи этапа
Результат
1 этап
исходнодиагностический

1. Сбор анамнестических данных посредством Определение
изучения медицинской и педагогической структуры
документации ребёнка.
речевого дефекта
каждого ребёнка,
2. Проведение процедуры психологозадач
корр.
педагогической
и
логопедической
работы.
диагностики детей: исследование состояния
речевых и неречевых функций ребёнка,
уточнение структуры речевого дефекта,
изучение
личностных
качеств
детей,
определение наличия и степени фиксации на
речевом дефекте.
3. Анкетирование родителей.

2 этап
1. Определение содержания деятельности по планы
организационно- реализации
задач
коррекционно- индивидуальной
подготовительный образовательной деятельности.
работы;
взаимодействие
2.
Конструирование
индивидуальных
специалистов
маршрутов коррекции речевого нарушения в
ДОУ и родителей
соответствии с учётом данных, полученных в
ребёнка
с
ходе логопедического исследования.
нарушением речи.
3. Пополнение фонда логопедического
кабинета учебно-методическими пособиями,
наглядным дидактическим материалом в
соответствии с составленными планами
работы.
11

4.
Формирование
информационной
готовности педагогов ДОУ и родителей к
проведению эффективной коррекционнопедагогической работы с детьми.
5.
Индивидуальное
консультирование
родителей – знакомство с данными
логопедического исследования, структурой
речевого
дефекта,
определение
задач
совместной помощи ребёнку в преодолении
данного речевого нарушения, рекомендации
по организации деятельности ребёнка вне
детского сада.
3 этап
коррекционноразвивающий

1. Реализация задач, определённых в
индивидуальных коррекционных программах.

4 этап
итоговодиагностический

1. Проведение диагностической процедуры
логопедического исследования состояния
речевых и неречевых функций ребёнка –
оценка динамики, качества и устойчивости
результатов коррекционной работы с детьми
(в индивидуальном плане).

2.
Психолого-педагогический
логопедический мониторинг.

Достижение
определённого
позитивного
и
результата
в
устранении
у
детей отклонений
в
речевом
развитии

Решение
о
прекращении
логопедической
работы
с
ребёнком,
изменении
её
характера
или
2. Определение дальнейших образовательных
продолжении
(коррекционно-образовательных) перспектив
логопедической
детей, выпускников ДОУ.
работы.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом специфики речевых нарушений детей
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с
каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть
коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что
предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный,
итоговый, при необходимости и промежуточный). Данные мониторинга используются для
проектирования
индивидуальных
планов
коррекционно-развивающей
работы
(индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом
достижений детей в освоении программы.
Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта МБДОУ
реализуется по следующим направлениям:
І. первичное обследование всех воспитанников
ІІ. обследование детей логопункта
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему
компоненты:
 артикуляционная моторика;
 звукопроизношение;

12






фонематическое восприятие;
сформированность звуко-слоговой структуры слова;
грамматический строй речи;
связная речь.
Для качественного анализа особенностей развития речи используются следующие
приёмы диагностического изучения воспитанников:
 сбор анамнестических данных;
 наблюдения за детьми во время занятий, режимных моментах, играх;
 беседы с детьми;
 беседы с воспитателями.
Используемая методика: Иллюстративный материал для обследования устной
речи: Е.В Мазанова «Обследование речи детей 5-6 лет», Е. В. Мазанова «Обследование
речи детей 6-7 лет», О.И. Крупенчук «Речевая карта для обследования речи ребенка
дошкольного возраста».
С 10-24 сентября проводится специальное логопедическое обследование
воспитанников ДОУ, зачисленных на логопункт. Результаты мониторинга фиксируются в
речевых картах каждого ребенка.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте
ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые
нарушения: ФН, ФФНР, ОНР 3 ур, ЗРР.
Направления коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда
На уше я уст о реч
Направления коррекционной рабо ы
Фонет ческое
 коррекция вукопрои но ения.
едоразв т е реч
Фонет ко ра ви ие фонема ического восприя ия;
фо емат ческое
 совер енс вование слоговой с рук уры слов;
едоразв т е реч
 коррекция вукопрои но ения.
Общее едоразв т е реч
 пополнение словаря;
3 у ов я
 совер енс вование грамма ического с роя;
 совер енс вование свя ной речи;
 ра ви ие фонема ического восприя ия;
 совер енс вование слоговой с рук уры слов;
 коррекция вукопрои но ения;
 ра ви ие психической ба ы речи.
Коррекция звукопроизношения
При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии
речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя
следующие этапы:
Подготовительный этап
Выработка четких координированных движений органов артикуляционного
аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков. На данном
этапе используются подготовительные артикуляционной упражнения.
Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи. Используются
пособия: наборы бабочек, снежинок, султанчиков, вертушек, мыльные пузыри и др.
На данном этапе используется альбом с иллюстрациями артикуляционной
гимнастики:
 для всех звуков: «Забор», «Окно», «Мост»;
 для свистящих: «Лопата», «Холодный воздух», «Фокус»;
 для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Тёплый
воздух»;
 для Р, Р': «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Молоток», «Гармошка»,
«Дятел»;
13

для Л: «Лопата», «Накажем язык», «Пароход», «Пароход гудит»;
для развития речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи: «Что
спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер» и
др.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: имитационный,
механический, смешанный.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена
естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в
норме:
 свистящие С, 3, Ц, С', 3';
 шипящий Ш;
соноры Л, Л';
шипящий Ж;
соноры Р, Р';
 шипящие Ч, Щ.
Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных
особенностей детей.
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции
перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки,
наглядная демонстрация звука.
Этап автоматизации поставленных звуков:
 изолированного произношения;
в слогах;
в словах;
 в словосочетаниях;
 в предложениях;
 в тексте.
Дифференциация:
 изолированных звуков;
 в слогах;
 в словах;
 в словосочетаниях;
 в предложениях;
 в тексте.
На данном этапе используются предметные картинки на звуки; тексты для
автоматизации и дифференциации поставленных звуков, дидактические игры и пособия
по автоматизации и дифференциации звуков.
Развитие фонематического слуха.
Совершенствование слоговой структуры слова
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи
одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.
В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие
этапы:

Этап развития слухового восприятия, внимания. Осуществляется одновременно
с подготовительным этапом. Проводятся упражнения, направленные на:
- дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности:
«Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что
звучит», «Где позвонили?»;
- воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я».
На данном этапе используются: набор звучащих предметов (погремушки, бубен,
свистулька, свисток); аудиозаписи звуков природы, голосов животных и т.д.



14


Этап развития фонематического слуха. Осуществляется одновременно с
подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений
и навыков. Включает:
- упражнения на узнавание заданного звука среди других фонем и вычленение его из
слова в различных позициях: «Хлопни, когда услышишь звук», «Определи место звука в
слове»;
- упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или
акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори»

Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова.
Осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и
коммуникативных умений и навыков. Включает:
- упражнения на последовательное вычленение и сочетание звуков в словах
различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Домики», «Что за чем?», «Звуки
поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;
- упражнения на последовательное вычленение и сочетание слогов в словах
различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд»,
«Пуговицы», «Пирамидка»;
- упражнения на обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков
фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай»,
«Скажи наоборот»;
- упражнения на составление условно-графических схем: «Телеграфист», «Подбери
картинку к схеме».
Используются дидактические игры и пособия: сигнальные карточки, схемы слова
для определения позиции звука в слове, звуковые модели, звуковая линейка, «Звуковые
домики», «Логопедическое лото», «Каждому звуку свою комнату», карточки-задания на
формирование фонематического анализа, звуковые схемы слов, кружочки для звукового
анализа, и т.д.
Развитие лексико-грамматической стороны речи
При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются
следующие направления работы:
Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных
произносительных и коммуникативных умений и навыков):
 номинативный словарь;
 предикативный словарь;
 словарь признаков;
 числительные и местоимения;
 навыки словообразования;
 словоизменение; согласование.
Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах
формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
наборы предметных картинок по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь»,
«Мебель», «Посуда», «Животные и их детеныши», «Птицы», «Насекомые», «Транспорт»,
«Семья», «Времена года», «Инструменты» и др; игры на развитие навыка
словообразования: «Назови одним словом», «Какой лист?», «Предлоги», «Паровозик»,
«Разноцветные листья», «Один-много», «Противоположные по смыслу», «Объясни
почему?», «Доскажи словечко», «Что за чем?», «Назови ласково», «Что где растет?»,
«Кому что нужно…», «Что забыл нарисовать художник», «Узнай что это?», «Парные
картинки» и др.
Развитие связной речи
Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования
первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
 пересказ;
 рассказ по серии сюжетных картин;
15

 рассказ по сюжетной картине.
Используются дидактические игры и пособия: схемы для составления рассказов,
сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек
для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказа;
набор «Кукольный театр», «Помоги составить рассказ» и др.
Развитие психической базы речи
Используются дидактические игры и пособия: «Почини сапожки», паззлы, мозаики
различной конфигурации и сложности; «Четвертый лишний», матрешка, счетные
палочки, «Чудесный мешочек», «Что перепутал художник»; «Выложи картинку из
палочек», «Собери картинку», «Какой бантик завяжем кошке?», «Гусеница»,
«Разноцветные домики», «Разноцветные лодочки», «Подбери по размеру», «Подбери по
цвету», «Собери машинку из геометрических фигур», и др.
2.3. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое
консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу
родителей или педагогов.
На индивидуальных консультациях родителям воспитанников логопункта учительлогопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на
запросы родителей по вопросам организации воспитания, обучения и развития ребенка с
нарушениями речи. Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в
речевом развитии. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного
процесса осуществляется на протяжении всего учебного года и дополняется посещением
ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых
звуков, созданием развивающей среды вне детского сада – т.е. активным участием в
коррекционном процессе.
Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей
появляется общий запрос на логопедическую помощь специалиста. Даются рекомендации
по коррекции и развитию детской речи.
Индивидуальные консультации по запросу проводятся логопедом и для родителей
других воспитанников ДОУ, которые не посещают логопункт. Круг вопросов касается
профилактики нарушений письменной и устной речи, дифференциации возрастного и
индивидуального в развитии речи конкретного ребенка, при раннем выявлении детей с
тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, алалия, заикание, нарушение слуха, дети с
билингвизмом) и задержкой психоречевого развития, родителям (законным
представителям) во время индивидуальной консультации предлагается обратиться за
помощью в окружную ТПМПК для определения их дальнейшего образовательного
маршрута, в том числе переводе в специализированные образовательные учреждения
(группы), с целью достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых
нарушений.
Консультирование педагогов проводится в индивидуальной (с целью выработки общих
подходов к работе с конкретным ребенком и его семьей) или групповой форме (семинарпрактикум, выступление с сообщением на педагогическом совете ДОУ и т.п. с целью
повышения компетенций по вопросам речевых нарушений и речевого развития). Пропаганда
логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционноразвивающего направления деятельности логопеда ДОУ.
3. Организационный раздел программы
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы
Оснащение логопедического кабинета:
Настольное зеркало - 1шт;
Стол - 1 шт;
Стулья - 2 шт;
16

Полки для наглядных пособий - 3 шт;
Палас - 1шт;
Коробки и папки для пособий
3.2 Описание обеспеченности методическими материалами и средствами
коррекционного воздействия
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. Оборудование и материалы,
список используемой литературы, документации и примерный перечень игр и игровых
упражнений, картотек, имеющихся в кабинете, отражается в паспорте логопедического
кабинета (см. Приложение).
3.3. Регламент коррекционной логопедической образовательной деятельности
Формами организации логопедической работы являются индивидуальные и
подгрупповые занятия. Подгрупповые занятия организуются в микрогруппах, состав
которых не постоянен. Фронтальных занятий учитель-логопед не проводит. В
соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем
направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это
положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с
детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в
рамках каждого занятия.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении
комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических
нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На
индивидуальных занятиях учитель-логопед устанавливает эмоциональный контакт с
ребёнком, активизирует контроль над качеством звучащей речи, корригирует речевой
дефект. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией
каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях:
изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким
образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность
варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы,
речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года,
когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило,
объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков.
Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает
возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение
грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировывать детей с учетом
всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с
детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на
занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических
категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического
восприятия.
При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого
нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его
работоспособности.
Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в
зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Наполняемость подгрупповых занятий 2-6 ребенка. Состав подгрупп может меняться
в течение года в зависимости от этапа обучения.
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами,
поставленными рабочей Программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15
сентября. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 18 сентября по
расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией
ДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. Задача коррекции
17

речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в
расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для
занятий с логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы
не мешать усвоению основной общеобразовательной программы и предоставить
возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных
логопедических занятиях: часть логопедической работы вынесена во вторую половину
дня. График работы, циклограмма деятельности учителя-логопеда, примерное расписание
занятий представлены в Приложении.
Продолжительность занятий с детьми: определяется количеством нарушенных
звуков, степенью тяжести речевых нарушений, индивидуальными особенностями
речевого аппарата ребенка.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими
особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
ФН – 1-2 раза в неделю;
ФФНР – 2 раза в неделю;
ОНР III - IV уровня – 2-3 раза в неделю.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них
дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
В целях комплектования группы дошкольников, нуждающихся в индивидуальных
занятиях с учителем-логопедом, а также для определения дальнейшего образовательного
маршрута детей с нарушениями в развитии МБДОУ взаимодействует с МБУ «Центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Стратегия» города
Калуги.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Эффективность коррекционно–развивающей работы определяется чёткой
организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением
нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов
коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в
кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,
преодоления отставания в речевом развитии и стимулирует развитие творческих
способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве
уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию
личности.
Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать
эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию.
Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды.
Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное,
необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и
интеллектуальному развитию.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».